«Нью-Йорк Таймс» о работе ног Федерера

«Нью-Йорк Таймс» о работе ног Федерера

Мощь Федерера исходит от земли

Грег Бишоп (спортивный журналист «Нью-Йорк Таймс»)
30 августа 2009 года

Роджер Федерер перед каждым приёмом мяча как будто выходит за принятые рамки тенниса. Его движения ног, как шёпот, в то время как большинство игроков двигаются со "скрипом". Он руководствуется инстинктами, больше ощущая корт шестым чувством, держа голову так, как будто на его макушке балансирует книга.

Теннисисты утверждают, что Федерер способен охватывать корт как никто другой. Они говорят, что он поджидает мяча как Ларри Бёрд (прим.ред.‒ Американский баскетболист), изящно атлетичен как Майкл Джордан (прим.ред.‒ Прославленный американский баскетболист, друг Федерера). Его ноги проворны как у Джерри Райса (прим.ред.‒ Игрок в американский футбол). Чувство момента развито как у Уэйна Гретцки (прим.ред.‒ Выдающийся канадский хоккеист). Поэтическая мощь как у Мохаммеда Али (прим.ред.‒ Легендарный американский боксёр).

Главное, что делает Федерера лучшим игроком в истории мужского тенниса, это то, что он начинает всё от земли, с ног.

“Когда Роджер стремительно движется, то выглядит скользящим, почти как плывущим над кортом”, ‒ говорит бывшая первая ракетка мира Джим Курье.

Всё, что также выделяет Федерера от его коллег: безукоризненный приём, свирепый удар справа, успешные выступления на любых покрытиях ‒ всё это начинается с искусного танца, который может оценить только кто-нибудь вроде Кэтрин Беннетс (прим.ред.‒ Знаменитая австралийская солистка балета, работавшая во многих странах мира).

Сейчас Беннетс работает в Королевском Балете Фландрии в Бельгии (прим.ред.‒ С 2005г. художественным руководителем). Она выросла в Австралии, где теннисные корты на каждом углу, и когда она стала профессиональной танцовщицей, она заметила взаимосвязь движений между танцем и теннисом. Элитные танцоры сочетают скорость, ловкость, силу и координацию. Их грация связана с пониманием своих ног и ощущением всего потока усилия от них. Они двигаются так легко и устойчиво, что кажется, что они репетировали свои движения многие тысячи часов.

В Федерере Беннетс нашла теннисного Михаила Барышникова (прим.ред.‒ Знаменитый советский и американский танцор).

По её словам, у него есть его плавность. Лёгкость, делающая его особенным. Он утончённый художник. Он передвигается, подобно танцору.

Всё начинается инстинктивно. Федерер предвосхищает направление мяча и прибывает на место раньше, срезав угол. Он чётко управляет работой своих ног, применяя там где нужно то крошечные, то длинные шаги.

При этом он отлично контролирует самый важный элемент в профессиональном теннисе: время. Это позволяет Федереру генерировать более высокую скорость ракетки и направлять её под более острым углом. Чем быстрее он достигает мяча, тем больше он крадёт времени у противника, не давая ему подготовиться и заставляя играть на задней линии.

Ты чувствуешь как будто тебя зажимают”, ‒ говорит Джастин Гимелстоб (прим.ред.‒ Американец, который в паре с Винус Уильямс выиграл микст на «Australian Open-1998» и «Ролан Гаррос-1998»). “Это не просто психологически. Это буквально. У него корт вроде бы становится короче”.

Федерер в движении, практически не издаёт звуков. В отличии от Рафаэля Надаля, чей силовой стиль, это какофония из ворчания и скрипа кроссовок, Федерер передвигается в относительной тишине.

Наблюдая как Федерер накрывает мяч, Гимелстоб вспоминает олимпийских прыгунов в воду ‒ чем меньше брызг, тем выше оценка. Федерер двигается так хорошо, как если бы он нырял с Эмпайр Стэйт Билдинг (прим.ред.‒ 102-этажный небоскрёб в Манхэттене, Нью-Йорк) без всплеска.

Брэд Гилберт, тренер и комментатор, говорит, что Федерер экономит энергию, не теряя в движении, что позволяет ему так отбивать мяч, за которым другим игрокам, и в частности Надалю, приходится гнаться. Но и это не всё. Федерер знает когда и как необходимо ударить, в критические моменты, когда от него этого меньше всего ожидают.

Федерер (рост 185 см), компактнее в верхней части тела, шире и сильнее в нижней. Он хорошо сбалансирован. Когда он бежит, то держит верхнюю часть тела почти на одном уровне.

Он делает, большинство, если не все, свои ударные движения начиная с ног. Это часть его феноменальности.

Значение его работы ног становится более очевидным, когда он играет плохо. Тогда он делает выпады или тянется при ударе по мячу, что приводит к неудобной и неустойчивой позиции тела. Это было в 2008, когда он пропустил три из его обычных периодов подготовки в Дубае из-за мононуклеоза, и Олимпийские игры в Пекине из-за боли в спине.

Курье сравнивал Федерера в 2008 году со спортивной машиной на спущенных шинах. В спорте где победа и поражение разделены миллиметрами, это серьёзное препятствие.

Человек ‒ учебное видео

 Австралиец Дэвид Бэйли, фитнес-тренер теннисистов, специализирующийся на подготовке ног (автор «Метода Бэйли»), изучив более 30.000 видеозаписей движений теннисистов, утверждает, что работа ног самая слаборазвитая часть в технике теннисистов. Бэйли сломал всю классическую теннисную подготовку ног и привнёс в неё, так называемые, 15 контактных движений, заимствованных из стиля Брюса Ли ‒ базовых спортивных движений при ударах. Он заснял обучающие видео, где для каждому из пятнадцати движений посвящён соответствующий видеоролик.

Согласно его исследованиям, ведущие профессионалы, как правило, выполняют 7 контактных движений на высоком уровне. Три наступательных, два защитных и два объединённых. И эти движения определяют стиль игрока, будь то он, к примеру, специализируется на игре с задней линии или является специалистом игре на грунте.

Федерер единственный, из изученных Бэйли профи, кто выполняет на высоком уровне все 15 движений. Если бы Бэйли захотел, то мог бы использовать видеозаписи Федерера для каждого своего ролика.

У него 360-и градусный набор навыков”, ‒ говорит Бэйли, ‒ “Он фантастически идёт вперёд, назад, в сторону и великолепно выполняет это вне зависимости от покрытия корта. У него нет лишних движений”.

Некоторые теннисисты имеют одну более сильную ногу, что делает их некоторые удары и позиции на корте не всегда удобными. Это характерно и для других видов спорта, например футбола.

Федерер согласен, что занятия футболом (прим.ред.‒ До 12 лет совмещал тренировки как по футболу, так и по теннису. См. здесь) безусловно помогли ему, но также он причисляет к своему успеху и Пьера Паганини, своего фитнес-тренера, который сфокусировал его на работе ног. Вначале своей карьеры Федерер изучал игроков, таких Ллейтон Хьюитт, которые двигались в пятом сете также хорошо, как в первом. Тогда Федерер решил: "Никогда не проигрывать матчей из-за физподготовки".

Паганини хорошо осознавал значимость работы ног для игрока. Он разработал комплекс упражнений для тренировки ног исходя из особенностей передвижений теннисиста во время игры по теннисному корту, в отличие, например, от любимого для Андре Агасси бега по пересечённой местности. Ему удалось сделать тренировку работы ног для Федерера не монотонной и даже чем-то забавной. Паганини также вставил в сезонный график выступлений Федерера 3 тренировочных блока, в которых все упражнения по физподготовке сосредотачивались на работе ног, а не на работе других частей тела, задействованных при выполнении соответствующих ударов.

Моя работа ног исходит из моего фитнеса. Если я в форме, я двигаюсь хорошо, и это ставит меня с соперником в равные условия. А это то, где я обычно лучше и поэтому получаю преимущество”, ‒ говорит Федерер.

В настоящее время передвижения в теннисе имеют первостепенное значение (см. статью "Работа ног - основа основ теннисной техники"). Скорость, а не удары, становится наиболее значимым в современном теннисе.

Есть несколько спортсменов, двигающихся также как Роджер Федерер, как он скользит от задней линии к центру и обратно. Некоторые быстрее за него. Другие техничнее. Однако никто не может сравниться с Федерером в комплексе движений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Теннисная энциклопедия Игоря Ивицкого
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: