В начале 1913 года русским реформатором хореографии Вацлавом Нижинским был поставлен балет на музыку лидера новой французской музыкальной школые Клода Дебюсси “Игры” (Jeux) (1912) ‒ фантазия на тему тенниса и любовного треугольника. Исполнителями “Игр” стала известная французская труппа "Русские сезоны" Серея Дягилева.
Сюжет балета бесхитростен и незамысловат: сцена представляет собой лужайку с теннисным кортом на фоне многоквартирного дома, освещённого электричеством. Игра только что закончилась, и спускаются сумерки. Электрические фонари светятся среди летней листвы, потерявшийся теннисный мячик катится по сцене. Появляется молодой мужчина, ищущий мячик. К нему присоединяются две девушки. Мячик позабыт, и они начинают флиртовать ‒ сперва юноша с одной девушкой, потом происходит смена партнёрши, что явно не удовлетворяет первую девушку. Пока юноша медлит в нерешительности, девушки утешают друг друга и начинают флиртовать между собой. Юноша решается, дабы не потерять ни одну, взять обеих. Откуда-то вдруг вылетает другой теннисный мячик, и, оглянувшись в испуге, они весело убегают.
Намного позже Нижинский в своих “записках” расшифровывал сюжетное трио: две танцовщицы подразумевали двух молодых людей, а танцовщик – Дягилева (прим.авт.‒ Нижинский был любовником Дягилева, который хорошо известен свой нетрадиционной сексуальной ориентацией).
Оформление балета выполнил русский художник и мастер театральной графики Леон Бакст, один из самых популярнейших модельеров французской публики.
15 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей состоялась премьера. Затем “Игры” были показаны в Лондоне. Надо сказать, движения исполнителей, имитирующих игру в теннис ("свечи" и удары с лёта), со слов современников, были довольно необычны и на грани приличия. Премьера была шумной, а мнения критиков неоднозначны. Затем балет был забыт на несколько десятилетий и о нём только рассказывали легенды.О нём вспомнили лишь в 50-е годы, когда музыка к балету вошла в репертуар оркестра под руководством Пьера Булез ‒ лидера французского музыкального авангарда.
В 1996 году балет “Игры” был возвращён на сцену американской труппой Роберта Джоффри благодаря хореографу Милисент Ходсону и художнику Кеннету Арчер.
В 2003 году балет был представлен на малой сцене Большого театра солистами римского балета «Teatro dell`Opera».
На видео балет “Игры” в исполнении труппы «Mejia Ballet International» американского хореографа Пола Мехия (2007г.).
В 1970 году Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко солистами «Большого театра» супругами Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым была исполнена юмористическая хореографическая миниатюра "Матч" (Match) в постановке немецкого балетмейстера Томаса Шиллинга на музыку его соотечественника Зигфрида Маттуса (1969).
В 2008 году в «Большом театре» состоялся Гала-концерт к 50-летию творческой деятельности Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, в котором миниатюра "Матч" была исполнена Натальей Осиповой и Русланом Скворцовым.
В 2013 году британская танцевальная компания «New Adventures» привезла в Москву оригинальную версию балета “Спящая красавица” Петка Чайковского, в постановке хореографа Мэтью Боурн. И конечно же Боурн как истинный британец в сценарий включил и игру в лаун-теннис.
Во втором акте этого спектакля совершеннолетие принцессы Авроры отмечается в парке. В вальсе кружатся пары. Элегантные дамы и господа в белом от танцев переходят к игре в теннис. Празднование, кажется, ничто не может омрачить. Но присутствующих заколдовывают и они засыпают, а просыпаются в наши дни, за поросшим мхом забором с надписью “частная собственность”.
ТАНЦЫ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ЛАУН-ТЕННИСУ
Вначале XX века в Российской империи новая английская игра – лаун-теннис набрала такой популярности среди аристократии, что даже композиторы посвятили ей свои произведения, в частности были опубликованы ноты для двух танцев:
- Фердинанд Забатиль: вальс “Лаун-теннис”, опубликовано в «Альбоме новых вальсов», Санкт-Петербург, (Ю. Г. Циммермана, 1898 год;
- Сергей Кузнецов и Николай Яковлев: салонный танец “Лаун-теннис”, Санкт-Петербург, изд. Ю. Г. Циммермана, 1909 год