Шесть теннисных заповедей Стэна Смита (рекомендую ознакомиться)

Шесть теннисных заповедей Стэна Смита

справкаСтэн Смит (Stanley "Stan" Smith) был одним из ведущих теннисистов мира в начале 70-х годов XX века. Победитель 90 турниров в одиночном и парном разряде, в том числе семи турниров Большого шлема. Восьмикратный обладатель Кубка Дэвиса в составе сборной США. Теннисист номер один в мире в 1971-1972гг.  В 1987г. отмечен Международным залом теннис­ной славы. Он занимал пост директора Департамента тренерской работы теннисной ассоциации  США в 1988-1993гг. Выполнял обязанности тренера мужской олимпийской теннисной команды США в Сиднее (2000г.). Вёл тренерскую работу в своей теннисной академии в Холтон-Хед-Фйленд (Южная Каролина). С 2011 года является президентом Международного зала теннисной славы.

1. Расслабляйтесь во время игры

Даже самый талантливый спортсмен не сможет выиграть ни одного трудного матча, если будет чувствовать себя скованно на площадке. Скованность лишает спортсмена, прежде всего, свободы движений, нарушает их координацию и приводит к быстрой утомляемости. Вот почему во время игры нужно обязательно научиться расслабляться. Этой заповеди редко уделяют должное внимание, но без неё в теннисе невозможно хорошо выполнить ни одного удара; она лежит в основе пяти других заповедей. Скованность возникает по-разному. Её влиянию обычно подвержены спортсмены, которые, разучивая новые удары, стараются подражать своим кумирам или стремятся неукоснительно выполнять указания своего наставника. Они начинают чувствовать себя скованно, когда у них не получается. Это – естественный процесс, поскольку теннисисты сильно отличаются друг от друга по манере игры и не могут точно имитировать то или иное движение тренера.

Поэтому не следует слишком беспокоиться, если вы не можете в точности повторить то, что взяли за образец. После того, как вы усвоили основные указания вашего наставника в отношении выполнения определенного удара, постарайтесь сделать это в естественной для вас манере. Разучивая подачу, мне казалось естественным подбрасывать мяч на 10-15 см выше нужной высоты. Для того чтобы лучше приспособиться к более высокому подбросу, я стал делать небольшую паузу во время подачи. Само движение было удобным, и подача стала теперь у меня получаться.

Во многих случаях скованность сбивает ритм, слишком напряженные мышцы не позволяют выполнять удары плавно. Например, в течение це­лого года у меня были трудности с ударом справа: я пытался сосредото­читься на том, чтобы сжимать кисть во время удара как можно крепче, но это только ухудшало дело. В конце концов, Панчо Гонзалес, заметив мои усилия, посоветовал мне несколько ослабить хватку. "Пусть работает сама ракетка", – сказал он. Выполняя удар справа с более расслабленными мышцами предплечья и кисти, я скоро вернул себе нужный ритм. Я всегда старался использовать разминку перед матчем, чтобы убедиться в том, что выполняю удары в расслабленной манере. Выполнение сознательно медленных, свободных движений во время разминки настраивает на нужный ритм и помогает сконцентрировать внимание.

Скованность появляется главным образом тогда, когда теннисист начинает испытывать беспокойство по поводу своей игры. Как в большинстве видов спорта, так и в жизни, борьба с ней – личное дело каждого. Иногда достаточно просто улыбки, чтобы иначе взглянуть на волнующие вас проблемы. Не позволяйте нервам лишать вас возможности играть в полную силу.

2. Будьте всегда готовы к приёму мяча

В теннисе многое зависит от правильного выбора позиции, умения предвидеть действия соперника и рационально перемешаться по площад­ке. В этом отношении большое значение имеет исходное положение. Для того чтобы занять правильное исходное положение, ноги нужно расставить на ширину плеч, слегка согнуть колени и несколько податься вперед (вес тела равномерно распределён на переднюю часть ступней ног). Ракетку следует держать перед собой. В зависимости от предстоящего удара её можно быстро и плавно отвести любую сторону.

Особенно важно занять правильное исходное положение при подачи и игре с лёта. На приёме подачи теннисист находится во власти соперника, где всё зависит от силы и точности его удара. Играя у сетки, спортсмен вынужден готовиться к приёму мяча в два раза быстрее, так как он находится гораздо ближе к сопернику. И в том и в другом случае необходимы максимальная готовность и сосредоточенность.

Одним из важных факторов является хороший баланс тела. Здесь я невольно вспоминаю Кена Розуолла, который, как никто другой, умел рас­порядиться своим телом во время движения. Кен обладал великолепным чувством равновесия и умел сохранять устойчивое положение независимо от направления, в котором перемещался, или позиции, из которой ему приходилось выполнять удар. Его секрет заключался в чёткой и рацио­нальной работе ног. Казалось, что Розуолл никогда не разрешал своим ногам заснуть – чего нельзя сказать о многих других известных мастерах.

Присмотритесь, как лучшие теннисисты, буквально "танцуют" на площадке, ни на секунду не прекращая движения. Это позволяет им в любой момент занять выгодную позицию и нанести удар из любого положения. Думается, изучение работы ног лучших мастеров поможет любому теннисисту усилить свою игру. Для многих спортсменов проблема заключается в том, что они слишком часто вынуждены выполнять удар из очень неудобного положения. И это в первую очередь объясняется плохой работой ног. Вот почему необходимо как бы "танцевать" во время игры, чтобы быть готовым к приёму любого, самого неожиданного и коварного мяча.

Большую помощь здесь может оказать специальная подготовка. Если у вас слабые ноги и вы быстро устаёте во время игры, вам будет трудно, "танцуя", занимать удобную позицию для приёма мяча. Более того, наступает момент, когда вы начинаете буквально волочить ноги, стараясь достать тот или иной мяч. Вот почему я всегда старался поддерживать хорошую спортивную форму, обязательно бегал трусцой и упражнялся со скакалкой.

3. Отводите ракетку назад при замахе как можно раньше

Как правило, теннисист, который не успевает быстро отвести ракетку назад при замахе, часто допускает неоправданные ошибки и в результате проигрывает. При правильном исходном положении ракетку нужно дер­жать перед собой, на равном расстоянии от правой и левой сторон кор­пуса. Именно в такой позиции спортсмен должен сконцентрировать своё внимание, с тем, чтобы после удара соперника в долю секунды опреде­лить, какой стороной повернуться для выполнения ответного удара. Затем нужно как можно быстрее отвести ракетку назад. Лучше всего это сделать заранее, пока мяч не перелетел на вашу сторону.

Почему это важно, объясняется несколькими причинами. Во-первых, ранний отвод ракетки назад позволяет сократить число многочисленных движений, которые требуются для выполнения каждого удара: вместо того чтобы отводить ракетку назад тогда, когда вы бежите к мячу для ответного удара, вы быстро отводите ракетку назад при замахе, а затем уже сосре­доточиваете внимание на выборе позиции и выполнении плавного удара. Делать, как можно раньше замах особенно обязаны начинающие. Другая веская причина раннего замаха заключается в том, что это позволяет спортсмену корректировать свои собственные ошибки и быть готовым к неправильному отскоку мяча. Например, когда вы отводите ракетку назад заранее, вы лучше готовы к приёму сильной подачи, если же она окажется слабой, тем лучше для вас – ваш ответный удар будет ещё более прицельным.

Наконец, ранний замах помогает теннисисту выполнить надёжный удар с хорошей амплитудой, что в конце концов приводит к высокой стабильности ударов.

Тот, кто постоянно запаздывает с замахом, непременно освоит хлёсткий, кистевой удар, но на такой удар, увы, нельзя положиться в соревнованиях. Мастера вынуждены прибегать к ним лишь в тех случаях, когда их застигают врасплох или в ответ на исключительно сильный атакующий удар. Иногда они, подобно начинающим, крутят или вертят ракеткой лишь с одной целью – любой ценой перебить мяч через сетку. Однако даже в таких экстремальных ситуациях игрок, технически грамотно выполняющий удары, будет иметь ощутимое преимущество. Заранее сделанный замах также позволяет раньше повернуть плечи и перенести вес тела на опорную ногу, а затем всем телом пойти на мяч.

Существуют, конечно, и индивидуальные особенности техники выполнения ударов. Некоторые теннисисты, например, делают замах с небольшой петлей. И, хотя это вносит некоторые изменения в технику удара, такая пет­ля вполне допустима, если она не мешает правильному завершению удар­ного действия.

4. Смотрите на мяч

Сколько раз приходится слышать эту фразу. Применительно к теннису я понимаю её так: следите за моментом контакта мяча со струнной по­верхностью ракетки ещё секунду спустя после выполнения удара. В действительности проследить процесс отскока мяча от струнной поверхности невозможно: для невооруженного глаза это слишком быстрое движение. Тем не менее "смазанную" картину этого момента уловить можно. И, если это теннисисту удаётся, значит, он правильно выполняет удар по мячу центром ракетки.

Некоторые наставники обучают начинающих умению смотреть на мяч, рекомендуя им "ловить" его, как будто ракетка – это корзина или сачок для ловли бабочек. Вспоминаю одного тренера, который заменил струны на ракетках своих подопечных рыболовной сеткой, и благодаря этому преуспел в освоении его учениками навыка наблюдения за мячом. Конеч­но, такой оригинальный метод обучения скорее всего вызывает просто че­ловеческий интерес, поскольку в результате приёма мяча сеткой ученику не нужно думать о том, куда полетит мяч после удара.

В теннисе ни один спортсмен не сможет успешно следить за мячом, если его ноги находятся в неподвижной позиции. Для того чтобы глаза могли следить за мячом в плоскости его движения при выполнении низких ударов, приходится сгибать ноги до нужного уровня. Именно по этой причине игроки в бильярд приседают, чтобы лучше прицелиться.

Свободная рука может служить полезным "прицельным приспособле­нием", особенно при ударах справа и над головой. Она указывает на мяч, помогая вам лучше определить его положение.

Следить за мячом также необходимо для выполнения ритмичного дви­жения при подаче, которая как бы подчеркивает связь между зрительной концентрацией и точной координацией движений. Если подающий прежде­временно переведёт взгляд с мяча, который он подбросил, на соперника, то тело подающего подсознательно ускорит движение. Чем внимательнее следит спортсмен за полётом мяча, тем эффективнее настраивается он на выполнение ударов.

5. Выполняйте удар по мячу впереди себя

Если вы бьёте по мячу впереди себя, а не сбоку, как это делают многие начинающие, вы вкладываете в удар больше силы с меньшими затратами энергии. При этом вес тела теннисиста также вкладывается в удар. Кроме того, точность ударов повышается, если теннисист при ударе сможет всем телом податься в сторону полёта мяча. На такое движение, однако, не всегда хватает времени. Тогда вместо того чтобы во время удара податься вперед, ему нередко приходите пользоваться скрестным шагом, лишь бы достать мяч. Если же у спортсмена правильно поставлена работа ног, и он умеет предугадывать действия соперника, такой приём мяча должен быть скорее исключением.

Многие любители тенниса выпрямляют тело в момент удара по мячу. Это нередко случается при выполнении ударов в низкой точке, когда спортсмен невольно старается помочь себе телом перебить мяч через сетку вместо того, чтобы дать сыграть самой ракетке. В таком случае выпрямление корпуса спортсмена лишает удар как силы, так и точности. Есть несколько способов научиться постоянно бить по мячу впереди себя. Возможно, лучший из них – использование теннисной пушки. Установите пушку перед собой так, чтобы она "выстреливала" мячи, которые приземлялись бы от вас на расстоянии 1-1,5 метра. В этом случае вам непроизвольно придётся выполнять ещё два других действия: раньше отводить ракетку назад и больше сгибать ноги в коленях. Особенно важно согнуть ноги и оставаться в таком положении в ожидании мяча, если вы намерены выполнить удар впереди себя.

6. Следите за сопровождением мяча до конца

Многие неопытные теннисисты ошибочно считают, что длинная проводка мяча ничего не даёт. На самом деле всё как раз наоборот. Чем дольше вы будете сопровождать мяч во время удара, тем лучше сможете его конт­ролировать. Длительное сопровождение мяча позволяет намного дольше удерживать мяч на струнной поверхности ракетки. Когда я был в хорошей спортивной форме, у меня всегда появлялось ощущение, будто мяч дер­жится на ракетке дольше обычного. Это позволяло мне хорошо контроли­ровать мяч и придавало уверенности в собственных силах. Когда я закан­чивал выполнение удара, ракетка находилась выше головы.

Некоторые специалисты считают такое сопровождение мяча просто "показухой", для того, чтобы привлечь внимание зрителей. Фактически же это ‒ составная часть завершения выполнения всего удара. Если ваши удары не имеют такого завершения, это означает, что вы не можете полностью контролировать мяч и вкладывать в удар максимум силы.

Основное требование к сопровождению мяча до конца ‒ длительное ударное движение вдоль воображаемой линии его полета. Задача тенни­систа ‒ вести плоскость ракетки в направлении полёта мяча как можно дольше. Это автоматически заставит его сопровождать мяч на протяже­нии всего удара.

Конечно, просто пытаясь дольше сопровождать мяч, вы не станете бить по нему лучше. Для этого необходимо убедиться, во-первых, в том, что вы готовы выполнить удар по мячу впереди себя, во-вторых, что работа ног позволяет вам вложить вес тела в удар. Если вы будете мысленно готовиться к выполнению сопровождения мяча до конца, то рисунок вашего удара начнет, в конце концов, улучшаться.

Кроме того, проводка бывает разной в зависимости от вращения, которое придаётся мячу. Если игрок выполняет удар справа или слева и при этом придаёт мячу сильное вращение, то на начальной стадии удара головка ракетки должна находиться под мячом. Затем движением, направленным вверх, она как бы причёсывает мяч, после чего поднимается ещё выше. При ударе, когда мячу придаётся боковое вращение, ракетка должна двигаться в сторону вращения мяча. Резаный удар, которым часто пользу­ются для подготовки выхода к сетке или игры слёта, должен завершаться в более низкой точке.

Сверхкрученые удары очень коварны, и большинству спортсменов не следует пользоваться ими до тех пор, пока они не овладеют простыми уда­рами с отскока. А для этого нужно сосредоточить внимание на сопровож­дении мяча ракеткой и направлении удара до конца.

С 1985г. система обучения теннису Стэна Смита, записанная на видеокассете, стала одной из самых успешных пособий в мире и остаётся по сей день. Сейчас обучающий материал представлен на DVD.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Теннисная энциклопедия Игоря Ивицкого
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: