С 2018 по 2020 годы стадион «Ролан Гаррос» (Stade Roland Garros) находился на основательной реконструкции с изменением количества кортов (арен) и их вместимости. Поэтому привожу данные на момент открытия Открытого чемпионата Франции (French Open) в 2018 году:
- покрытие кортов – красная глина (теннисист)
- арены: «Филиппа Шатрие» – 15.225 мест; «Сюзанн Ленглен» – 10.060 мест; «Симон Матьё» – 5.000 мест; «Корт 1» – 3.800 мест; «Корт 14» – 2.200 мест; «Корт 7» – 1.500 мест; «Корт 9» – 750 мест. Все корты имеют искусственное освещение.
- корты турнирные (без трибун) – 10 (корты для тренировок размещены в спортивном центре «Жан Буан» в 200 метрах от стадиона).
ИСТОРИЯ
С 1891 по 1927 годы Чемпионат Франции проводился на разных спортивных базах Парижа и его пригорода. Причём, из-за недостатка кортов и трибун, соревнования в разных разрядах часто проводились в различных местах.
В 1927 году состоялась историческая победа в «Международном челлендж лаун-тенниса» (International Lawn Tennis Challenge) (с 1945г. "Кубок Дэвиса") национальной команды Франции над командой США (3:2) в Филадельфии.
Для защиты титула на следующий год встал вопрос о строительстве нового теннисного стадиона, так как в стране отсутствовали теннисные арены с раздвинутой инфраструктурой, способные вместить большое количество зрителей.
Возглавить эту миссию Французская федерация лаун-тенниса (Federation française de lawn tennis, FFLT) поручила Эмилю Лесьеру (Emile Lesieur) – президенту клуба «Stade Francais» (прим.авт.– Эмиль Лесьер никогда не был теннисистом. Его спортивные увлечения: лёгкая атлетика и регби) и Пьеру Гиллоу (Pierre Gillou) – президенту клуба «Racing Club de France» и капитану национальной команды в «Международном челлендж лаун-тенниса» (1926-1929, 1932) (прим.авт.– В 1930-1040, 1944-1953гг. – президент FFLT).
Эмиль Лесьер | Пьер Гиллоу |
Вначале им предстояло подыскать подходящую территорию.
Договор на аренду земли в районе Порт д'Отой (Porte d'Auteuil) у парижского стадиона «Stade Jean-Bouin» (арена регбийного клуба «Stade Français») заканчивался в 1927 году. Мэрия Парижа, владеющая этой землёй, объявила торги, которые выиграл прежний арендатор – клуб «Stade Français». Новая аренда была возобновлена с 8 декабря 1927 года сроком на 20 лет. Владелец клуба Эмиль Лесьер согласился безвозмездно передать часть арендованной территории в 3,25 га под новый теннисный стадион. Однако выдвинул условие ‒ стадион должно носить имя героя французской авиации, погибшего в Первой Мировой войне, Ролана Гарроса (Roland Garros).
Условие было принято. И не только стадион получил название "Ролан Гаррос", но сам чемпионат Франции (Championnats Internationaux de France с 1925г.; French Open с 1968г.) стали наименовать этим же именем.
Проект требовал больших капиталовложений. Лесьер и Гиллоу взяли необходимые кредиты под гарантии своего личного имущества.
Строительство было поручено архитектору Луи Фор-Дюжаррику (Louis Faure-Dujarric) (прим.авт.– Именно Луи Фор-Дюжаррик в рекордные сроки построил Олимпийский стадион к «Олимпиаде 1924»). А за покрытие кортов отвечал Шарль Бухама (Charles Bouhama), который разработал и применил подземную систему дренажных труб. Также впервые под верхний слой из измельчённой красной черепицы и глины был уложен слой из известняка.
1927 год | 1928 год |
Вначале мая строительство 5-ти кортов было закончено. Центральный корт и корты № 1 и 2 были с временными деревянными трибунами. Вместимость Центрального корта составляла 10.260 мест. Из соображений экономии времени и средств, функцию ресторанного помещения выполняла большая палатка, а существующие на территории помещения были реконструированы под раздевалки.
Открытие состоялось 18 мая 1928 года матчевой встречей женских команд Франции и Великобритании. Первыми на центральную арену вышли француженка Сильвия Лафаури (Sylvia Lafaurie) и англичанка Айлин Беннетт (Eileen Bennett). Победу одержала Беннетт – 6:4; 6:3.
20 мая новый стадион «Ролан Гаррос» принял Международный чемпионат Франции (будущий Открытый чемпионат Франции), а финал «Международного челлендж лаун-тенниса» состоялся 27-29 июля. Французы в составе легендарных "теннисных мушкетёров" повторно обыграли американцев (4:1).
Финалы челлендж раунда «Международного челлендж лаун-тенниса» проводились в Париже шесть раза подряд (1928-1933) и только в 1933 году команда Франции его проиграла, уступив Великобритании (2:3).
В ознаменовании этих побед 26 мая 1989 года на стадионной площадке (между «Центральным кортом» и «Кортом № 1»), которую назвали "Площадью мушкетёров" (фр. Place des Mousquetaires), был установлен мемориальный комплекс итальянского скульптора Вито Тонжиани (Vito Tongiani), в центре которого на постаменте Кубок Дэвиса, выполненный из бронзы, а по окружности бронзовые статуи "теннисных мушкетёров": Анри Коше, Жана Баротра, Рене Лакоста и Жака Брьюньона.
Однако вернёмся к 1928 году. После завершения соревнований, строительные работы возобновились. Деревянные трибуны заменили на постоянные бетонные. Строятся ресторан, пресс-центр и новые раздевалки. Работы были завершены в 1933 году, а корты – в 1930 году. После чего «Центральный корт» мог разместить 13.000 зрителей.
В октябре 1940 года, во время Второй мировой войны, стадион «Ролан Гаррос» использовался оккупационными властями как транзитный лагерь для иностранцев (порядка 600 человек: евреи, австрийцы, поляки, итальянцы, испанцы и др.), которые считались нежелательными. В последующие военные годы на нём проводился турнир под названием «Французский турнир» (Tournoi de France), в котором принимали участие французы, оставшиеся в оккупации, и некоторые франкоговорящие иностранцы. Результаты этого турнира ILTF не учитывала. Официальный чемпионат Франции возобновился в 1945 году.
В 1970-е годы Открытый чемпионат Франции переживал тяжёлые времена, поскольку стадион «Ролан Гаррос» стал тесным. Попытка проводить матчи поздно вечером не увенчалась успехом, так как ночи в это время года оставались достаточно холодными, какая бы жара ни стояла днём, и грунт кортов становился неподходящим для игры.
В период между чемпионатами 1979 и 1980 годов на месте двух кортов был построен «Корт № 1» с вместимостью на 3.800 зрителей. Его архитектором стал Жан Ловера.
Жан Ловера (Jean Lovera) (17.04.1951) – французский теннисист, выступавший вначале 70-х годов на международных соревнованиях, в том числе дважды на «Ролан Гаррос» и один раз в квалификации «Уимблдона». Кроме тенниса увлекается горными лыжами. По образованию художник и архитектор. В оргкомитете Открытого чемпионата Франции отвечает за создание ежегодных оригинальных плакатов «Ролан Гаррос». Является членом комитета Международного зала теннисной славы. Автор ряда книг, в том числе: «Теннис! Искусство игра, образ жизни» (Tennis! Art du jeu, art de vivre, Glénat, 2010), «Чертежи и теннис» (Dessins & tennis, 2011),«Жесты в сплаве. Пять типов бронзы Вито Тонжиани на Ролан Гаррос» (Gestes en fusion. Les cinq bronzes de Vito Tongiani à RolandGarros, 2013), «Вкус тенниса», (Le goût du Tennis, 2016). |
Принятые классические прямоугольные формы теннисных арен были неприемлемы по причине ограниченности пространства стадиона, поэтому «Корт № 1» был спроектирован и построен круглой формы, за что получил прозвище "Бычий ринг" (bull ring). Со временем его окрестили и как "Кладбище чемпионов" – подобно «Корту № 2» на «Уимблдоне».
Эта арена стала любимым местом среди многих ценителей теннисных баталий благодаря её относительно небольшого размера и чувства непосредственной близости к участникам матчей (прим.авт.– Здесь произошёл известный комический случай, когда Марат Сафин в матче против Феликс Мантилья в 2004г. опустил свои шорты ниже колен). «Корт № 1» подвергался ремонту в 2011 году.
В 1980-1994 годах стадион дважды расширялся, и в итоге его территория увеличилась до 8,5 га, на которой разместились 23 корта, 5 из которых тренировочные. Был построен трёхуровневый медиа-центр.
С целью поглощения автомобильного шума и вредных выбросов (стадион с трёх сторон опоясан автомобильными трассами) в 1982-1983 годах по периметру территории были высажены деревья.
В 1985 году в юго-восточной части территории стадиона директором турнира (1984-2000) Патрисом Клерком (Patrice Clerc) было обустроен участок для партнёров турнира, которые могли бы рекламировать свою продукцию или услуги, а также осуществлять коммерческие операции. Эта бизнес-зона получила вымышленное название "Деревня" (Village).
Отдельные места для представителей компаний размещаются под разборными навесами в виде террас с цветочным декором. Среди брендов в «Деревне» присутствуют: «Lacoste», «Babolat», «Perrier», «Peugeot», «IBM», «Longines», «Emirates», «Eurosport», «Accor Hotels».
«Деревня» функционирует только в период проведения чемпионата и её можно посетить лишь по отдельным пригласительным (теннисные болельщики туда попасть не могут).
В 1986 году с западной стороны «Центрального корта на площади 4.200 кв.м. выстроен Национальный теннисный центр FFT (Centre National d'Entrainement, CNE).
В 1994 году был сооружён вторая по величине арена – «Корт А», вмещающая 10.000 зрителей.
А аллея, соединяющая «Центральный корт» с «Кортом A», получила название "Марселя Бернара" (Allee Marcel Bernard), в честь первого послевоенного чемпиона «Ролан Гаррос» в одиночном разряде, после его кончины в апреле этого же года.
Алея «Марселя Бернара» со стороны «Корта A» | Алея «Марселя Бернара» со стороны арены «Филиппа Шатрие» |
В 1995 году в подтрибунных помещениях «Центрального корта» разместился офис Французской федерации тенниса (Fédération française de tennis, FFT, с 1976г.).
В 1997 году «Корту A» дали имя легендарной французской теннисистки Сюзанн Ленглен, также, как и аллее, проходящей вдоль западной трибуны «Центрального корта». В мае 2008 года с восточной стороны «Корта Сюзанн Ленглен» установлен её бронзовый барельеф скульптора Вито Тонжиани, которым выполнен и мемориальный комплекс на площади «Мушкетёров» в 1989 году. В 2018 году на трибунах арены были установлены деревянные кресла (прим.авт.– Пока это единственный случай для современных арен).
После проведения «Ролан Гаррос-1999» началась ещё одна реконструкция стадиона. На «Центральном корте» были заново отстроены трибуны «А» и «D». Под трибуной «А» увеличилась площадь для раздевалок, появился новый пресс-центр. Под трибуной «D» новые помещения отведены под офис FFT. На трибунах установлены комфортабельные сидения. Созданы дополнительные боксы для СМИ. Однако комфортабельность привела к уменьшению вместимости зрителей: с 16.500 мест до 14.900.
Вместо кортов №№ 3 и 4 выстроен один «Корт № 3» с трибунами. Также появились два корта с трибунами на месте кортов №№ 5, 6, 7 и 8. В дополнение к ресторанному павильону построены ещё два ресторана.
В 2001 году «Центральный корт» был переименован в честь Филиппа Шатрие.
25 мая 2003 года президентом FFT Кристианом Бимом (Christian Bime) торжественно открыт музей FFT (известен также и под другими названиями: "Tenniseum", "Истории тенниса", "Ролан Гаррос"). Проект разработан архитектором Бруно Муанардом (Bruno Moinard). Находится между площадью «Мушкетёров» и «Кортом № 2». Вход осуществляется через небольшой павильон в подвальные помещения, площадь которых составляет 2.200 кв.м.
Кроме постоянной экспозиции, в том числе и действующих трофеев «French Open», в музее имеется медиа-библиотека (более 4.000 часов ауди и видеоматериалов), проводятся тематические выставки и учебные семинары. С 2016 года на площадях музея размещён развлекательно-познавательный центр «RG Lab». В 2012 году музей отремонтирован, обновлён его интерьер и постоянная экспозиция. Во время турнира, вход в музей бесплатный для посетителей, имеющих билеты на трибуны кортов.
В 2008 году по случаю 80-й годовщины стадиона, а также в память о знаменитых "мушкетёрах" французского тенниса, трибуны A, B, C и D корта «Филиппа Шатрие» были переименованы следующим образом: «Жака Брюньона» (трибуна A), «Жана Боротра» (трибуна B), «Рене Лакоста» (трибуна C) и «Анри Коше» (трибуна D).
В мае 2009 года FFT, учитывая то, что территория стадиона слишком мала для многотысячного приёма зрителей, приняла решение о расширении стадиона и соответственно его перестройке.
Стадионы, принимающие другие мэйджоры, занимают следующую территорию: «Мельбурн парк» (Australian Open) – 20 га; Национальный теннисный центр в Нью-Йорке (US Open) – 18,8 га; «Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета» в Лондоне («Уимблдон») – 17,7 га. |
В результате непростых переговоров с мэрией французской столицы 12 июля 2011 года было принято решение о дополнительном выделении одной четвёртой части территории филиала Парижского ботанического сада – оранжерейного комплекса «Отёй» (Auteuil), который с запада граничит со стадионом, а также отдельной территории под Национальный учебный центр FFT в одном квартале севернее от стадиона (500 м) рядом с площадью «Порт Молитор».
Проектирование было поручено архитектору Марку Мэмраму (Marc Mimram), который представил проект 12 февраля 2011 года.
По проекту предусматривалось:
- перестройка арены «Филиппа Шатрие» на 15.000 мест с убирающейся крышей (за 15 мин)
- демонтаж кортов №№№ 1, 2 и 3 и за счёт этого создание площадки для болельщиков (по подобию уимблдонского «Хенман Хилл»)
- строительство в оранжерейном комплексе «Отёй» нового корта с трибунами на 5.000 мест (вместо «Корта № 1»)
- строительство нового Национального учебного центра FFT в стиле модерн
- на месте старого Национального учебного центра возведение здания бизнес-зоны «Деревня» в стиле модерн с висячими садами и панорамными террасами
- вместо бывшей бизнес-зоны «Деревня» строительство двух кортов
- строительство нового пресс-центра
- строительство в западной части корта на 2.200 мест
- строительство дополнительных кортов в спортивном центре «Жан Буан» (200 м юго-восточнее стадиона «Ролан Гапррос»)
Стоимость реконструкций оценивалась в € 340 млн. Финансирование на 94% обеспечивала FFT и 6% мэрия Парижа. Предполагалось, что строительные работы начнутся в 2013 году и продлятся до 2018 года, а территория комплекса расширится с 8,5 до 13,8 га. Однако 28 февраля 2013 года Парижский административный суд обязал мэрию столицы отменить постановление о расширении стадиона «Ролан Гаррос» за счёт оранжереи «Отёй». Причиной тому стал иск от активистов защиты природы, утверждавших, что пересадка растений, исчезнувших из естественной среды, находящихся в зимнем саду, нанесёт им непоправимый вред. Хотя проект реконструкции «Ролан Гаррос» был одобрен министерством экологии Франции.
Директор турнира (2009-2016) Жильбера Изера (Gilbert Ysern) сообщил, что FFT и мэрия Парижа будет обжаловать решение суда и строительные работы, несвязанные со строительством новой арены, которую окрестили "Оранжерейной", будут продолжаться.
В тоже время правительство Франции предложило перенести стадион на окраину северной части Парижа, в так называемый "Треугольник Гонесса", или в один из городов: Версаль (17 км от Парижа), Эври (26 км от Парижа), Марн-ла-Валле (32 км от Парижа), где имелись достаточные площади для его размещения и благоустройства. Однако президент FFT (2009-2013) Жан Гашассин (Jean Gachassin) отверг эти предложения, ссылаясь на историческое значение существующего местонахождения стадиона и традиции, связанные с ним.
В 2015 году появился альтернативный вариант – расширение территории за счёт прилегающей автострады «А13» (с севера). Но он не устроил ни мэрию столицы, ни федерацию, так как расширение добавляло всего 1,3 га, и в тоже время требовало неподъёмной суммы в € 1,1 млрд и значительно большого количества времени на реализацию, что могло навредить рассмотрению заявки Парижа на проведение Олимпиады-2024, в которую включена и модернизация стадиона «Ролан Гаррос».
На право проведения Игр претендовали Париж и Лос-Анджелес, каждый из этих городов ранее дважды принимал летние Олимпийские игры. 13 сентября 2017 года Международный олимпийский комитет на своей 130-й сессии в Лиме (Перу) объявил столицу Олимпийских игр в 2024 году – Париж, а Лос-Анджелес примет «Олимпиаду-2018». |
В 2015 году по ходу четвертьфинального матча между Кэй Нисикори и Жо-Вильфридом Тсонгой на арене «Филиппа Шатрие» отвалилась часть табло. Этот инцидент лишний раз проиллюстрировал, что теннисный стадион не только морально, но и устарел.
В сентябре 2016 года Государственный совет Франции (высший судебный орган по административным делам) отменил ранее вынесенное судом Парижа решение о приостановке строительных работ.
Однако через неделю в суде был зарегистрирован новый иск. Его подали наследники архитектора Жана Камиля Формиже (Jean Camille Formige), спроектировавшего здания оранжерейного комплекса «Отёй» (Auteuil) и построенного в 1898 году.
"До «Олимпиады-2024» ещё очень много времени и нам пора уже выбираться из этой юридической трясины", – заявил министр спорта Франции (2014-2017) Патрик Каннер (Patrick Kanner). – "Это прекрасный проект, и неправы те, кто считает, будто мы хотим уничтожить сад «Отёй»".
Между тем, как и обещал Жильбер Изер, строительные работы в соответствии с проектом Марка Мэмрама продолжались. Так в октябре 2015-го был открыт новый Национальный учебный центр. На площади 1,3 га размещены: здание с 6-ю кортами, 4 открытых корта (покрытие всех кортов – хард), два здания с помещениями для фитнеса, медицинского центра, офисов и жилья (38 номеров на 57 проживающих).
А феврале 2017 года был найден компромисс с защитниками комплекса «Отёй». FFT за счёт средств реконструкции стадиона обязалась провести реставрацию исторического здания и осуществить капитальный ремонт оставшихся оранжерей. В результате переговоров все юридические проблемы были решены и работы над первоначальным планом расширения стадиона на восток возобновлены.
В 2017 году начались подготовительные строительные работы на территории старого Национального учебного центра и кортов №№ 7, 9, 11.
В этом же году завершены работы на спортивном комплексе «Жан Буан», где проходит квалификационный турнир и тренировки участников чемпионата, а также на месте корта № 11 сооружён ресторан «Сады изысканной кухни» (Les Jardins Gourmets).
Официальные представители FFT объявили, что в 2018 году завершится строительство нового здания «Деревни» и дирекции турнира, новых кортов №№ 7 и 9, имеющие вместимость 1.500 и 550 мест соответственно (перед новой «Деревней», что позволит зрителям наблюдать за перипетиями на этих кортах с её террас) и корта № 18, который будет расположен в конце западной части стадиона.
Эскиз бизнес-зоны «Деревня» | Незавершённое строительство корта № 18 |
Вместимость корта № 18 составит 2.200 зрителей, что сделает его четвёртой по величине ареной стадиона. Также будет проведено расширение площади «Мушкетёров» и реставрация кирпичных зданий комплекса «Отёй».
Арена в оранжерейной зоне будет готова в 2019 году, а реконструкция арены «Филиппа Шатрие» закончится в 2020-м.
На видео в анимационной форме показано строительство (по очерёдности) бизнес-зоны «Деревня», корта № 18, арены в оранжерейной зоне (пока без названия) и реконструкции арены «Филиппа Шатрие». Не показан демонтаж «Корта № 1» и вместо него расширение фан-зоны.
Новый президент FFT Бернар Джудичелли (Bernard Giudicelli), избранный в мае 2017 года, заявил: "Мы не располагаем такой огромной территорией, как США или Австралия, поэтому должны использовать нашу идентичность – в этом перспектива развития. Стоит задача превратить турнир в пусть и не большой, но самый шикарный бутик. Это наш проект века" (прим.авт.– "Бутик" может и будет "шикарным", но уже сейчас – самый дорогостоящий для посетителей из четырёх мэйджоров: билеты самые дорогие и они не дают право покидать стадион в течение дня, иначе становятся недействительными, и этим пользуются рестораторы и продавцы еды и напитков, поднимающие цены намного выше чем в городе).
Зрители не могут покидать стадион, поскольку теряют право вернуться на его территорию. Поэтому для них большой проблемой становится питание в течение дня. В жаркую погоду мороженое разлетается как горячие пирожки, однако в прошлом году монополия отдана американской компании «Häagen-Dazs», и она продаёт его процентов на 30-40 дороже, чем в городе. Собственно, в городе цены тоже немалые. Существуют, так называемые, корпоративные билеты стоимостью € 2500, в которую входит билет на трибуну, обед и доступ к бару. По такому билету могут войти несколько человек, но воспользоваться им для прохода на трибуну можно только одному. Остальным прийдётся ждать своей очереди в фан-зоне, наблюдая за матчами на большом экране, просматривая игры на кортах, где предусмотрены стоячие места, посетив музей или ресторан (за свой счёт). |