Оцените материал
(493 голосов, средняя оценка 4.8 из 5)

Сиситемы проведения соревнований: "Швейцарская система"

Швейцарская система проведения соревнований

ШВЕЙЦАРСКАЯ СИСТЕМА используется тогда, когда число участников соревнования значительно превосходит возможное количество игровых дней или кругов. Количество кругов (К) вычисляется по формуле К =log2 N + log2(Р–1), где N – число участников; Р – число призовых мест (при Р=1 вторая часть формулы равна нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три круга, при 16 – четыре круга и т. д. Чтобы выявить тройку сильнейших, нужно соответственно четыре круга при 8 участниках, пять при 16 и т.д.

Общее количество матчей (МШ) определяется формулой: МШ = (N·К)/2, где N – число участников соревнования.

Швейцарская система не имеет чётко составленной турнирной сетки или таблицы, а имеется своего рода алгоритм проведения соревнования, который приведён ниже. В качестве примера выбрано 17 участников.

1-й  круг

Группа сильных

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

Х

 

Группа слабых

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17*

Набранные очки

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

2-й  круг

Очковая группа «1»

1

5

2

6

3

7

4

8

                   

Набр. очки за 2  круга

2

1

2

1

2

1

2

1

                   

Очковая группа «0»

               

9

17**

10

13

11

14

12

15

16*

Х

Набр. очки за 2  круга

               

1

1

1

0

1

0

1

0

1

3-й  круг

Очковая группа «2»

1

3

2

4

                           

Набр. очки за 3  круга

3

2

3

2

                           

Очковая группа «1»

 

     

5

2

6

11

7

12

8

17

9

16

       

Набр. очки за 3  круга

       

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

       

Очковая группа «0»

                   

 

     

13

14

15*

Х

Набр. очки за 3  круга

                           

1

0

1

4-й  круг

Очковая группа «3»

1

2

 

                             

Набр. очки за 4  круга

4

3

                               

Очковая группа «2»

   

3

6

4

7

5

8

                   

Набр. очки за 4  круга

   

3

2

3

2

3

2

                   

Очковая группа «1»

               

9**

10

11

15

12

16

13

17

14*

Х

Набр. очки за 4  круга

               

3

1

2

1

2

1

2

1

1

5-й  круг

Очковая группа «3»

1

4

2

5

3

9

                       

Набр. очки за 5  кругов

5

3

4

3

4

3

                       

Очковая группа «2»

           

6

11

7

12

8

13

           

Набр. очки за 5  кругов

           

3

2

3

2

3

2

           

Очковая группа «1»

                       

14

16

15

17

10*

Х

Набр. очки за 5  кругов

                       

2

1

2

1

2

Алгоритм проведения соревнования

Желательно чтобы в соревновании участвовало чётное число игроков, но допускается и нечётное. Все участники разбиваются на две равные группы либо по рейтингу (группа сильных и группа слабых), либо по жребию.

В 1-м круге пары соперников разбиваются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т.д. (В таблице каждая пара соперников выделена или чёрным, или голубым цветом). Если, например, в турнире 32 участника, то первый (по рейтингу) играет с 17-м, второй с 18-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в 1-м круге очко без игры (в таблице участник под номером 17).

В следующих кругах все участники разбиваются на группы, в которых участники имеют, как правило, одинаковое количество набранных очков. В таблице жирным шрифтом отмечены номера участников выигравшие свои матчи. Так, после 1-го круга, групп будет две: с 1 очком (выигравшие) и с 0 очками (проигравшие). Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, нижнюю очковую группу (в таблице участник под номером 17).

Пары соперников для следующего круга составляются из одной очковой группы по тому же, что и в 1-м круге, рейтинговому принципу: лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы. Но при этом не допускается, чтобы одни и те же участники встречались более одного раза.

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков. Места для участников, набравших одинаковое количество очков, обычно распределяются:

  • по коэффициенту прогресса – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте (подсчитываются занимаемые места в каждом круге).
  • по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире;
  • по среднему рейтингу соперников. Тоэтому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое место.

 Достоинства системы:

  • подбор пар в каждом круге организован так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам;
  • когда не применяется или не существует рейтинг, она имеет преимущества перед олимпийской системой и её разновидностями.  Даже совершенно случайный посев (жеребьёвка) в очковой группе (с учетом ограничения неповторяемости пар) не имеет большого значения. Участник, если в первых кругах проигрывает сильнейшими, то продолжает играть и может набирать очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают турнирный опыт;
  • в каждом круге (кроме первых: одного-двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Это создаёт напряжённую и интересную борьбу;
  • никаких групп, сеток, первых и вторых финалов.

Недостатки:

  • определяются победитель, призёры и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы чёткого распределения мест нет;
  • иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречались между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах;
  • фактическая реализация достаточно сложна, что требует либо использование компьютерной программы, либо очень опытного судьи. В последнем случае, как правило, ошибки неизбежны. Правда, они не сильно влияют на конечный результат;
  • при компьютерном варианте реализации системы, в случае отказа одного или нескольких участников, приходится составлять пары вручную, что также требует большего опыта. В швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных кругов, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. То есть невозможно отменить результаты предыдущих матчей, т.к. в этом случае некоторые участники потеряют одну игру.
  • при нечётном числе участников в каждом круге присуждается одна техническая победа (правда, имеющему наименьшее число очков);
  • участники не могут прогнозировать, с кем им придётся встречаться в следующих кругах, как это возможно в разновидностях олимпийской системы.

 

13/11/2013 , Автор: Игорь Ивицкий

Добавить комментарий