Оцените материал
(502 голосов, средняя оценка 4.6 из 5)

История теннисных ракеток: "Эра дерева"

История теннисных ракеток: "Эра дерева"

Первоначально теннисисты средневековья перебрасывали друг другу мяч ладонью. Со временем, когда появились мячи с пробковой сердцевиной, чтобы предохранить ладонь от повреждений, на руку стали надевать специальную кожаную перчатку или деревянный щиток. Первые же ракетки, напоминающие профиль руки, выпиливали из цельного куска твёрдых пород древесины, обладающих хорошими прочностными характеристиками. Как правило, из ясеня, дуба или красного дерева.

эволюция деревянных теннисных ракеток

В 1380 году английский поэт Джеффри Чосер (Geoffrey Chaucer), описывая в поэме “Троил и Крессида” (Troilus and Cressida) игру в мяч, употребляет термин “Racket”. Однако слово “ракетка”, по наиболее распространённой версии, происходит от французского “ракет” (raquette) и созвучно с арабским “рахат аль-яд” (означает “в виде ладони”), которое появилось в словестном обиходе в XIII веке после возвращения рыцарей из крестовых походов (прим.авт.‒ Именно тогда в западные языки вошло много арабских слов). Существует и предположение, что название “ракетка” происходит от голландского глагола “реке” (raecke ‒ бить, ударять).

Первое упоминание о ракетке с ободом имеется в итальянских летописях и относится к 1505 году.

Вначале вырезанную в ободе пустоту обтягивали пергаментом (сыромятной кожей). Такие ракетки имели сильно утяжелённую головку (по современной терминологии “баланс в голову”) и играть ими было не совсем комфортно. Поэтому довольно быстро перешли струнную поверхность, которая состояла из конопляных верёвок или овечьих жил (1,5-2 мм). Хотя известен факт, что итальянский герцог Винченцо Гонзаго (Vincenzo Gonzago) из Мантуи для игры с гостившими у него японскими дворянами заказал струны из шёлковых нитей (конец XVIв.).

Первые ракетки с ободом

Натяжение имели только продольные струны, а поперечные были предназначены для того, чтобы мяч не пролетал между продольных струн. В местах пересечения поперечная струна обкручивалась петлёй вокруг продольной или завязывалась узлом. Переплетать струны между собой додумались англичане только в 1856 году и соответственно и поперечные струны стали натягиваться с силой. В те времена существовала и диагональное расположение струн.

В 1875 году француз Пьер Бабалат (Pierre Babolat) (прим.авт.‒ Правильное произношение “Баболя”) основал первую в мире теннисную компанию «Babolat», специализирующуюся на выпуске струн для ракеток. Компания начала производство струн из бычьих жил (раннее использовались кишки овец) по технологии позаимствованной из производства струн для виолончели (эта технология, основанная на ручной работе, мало чем изменилась на сегодняшний день) (прим.авт.‒ «Babolat» первой в 1955 году выпустила и синтетические струны. Её девиз: “Tennis exécute dans notre sang”, что переводиться: “Теннис бежит в нашей крови”).

Раз уж мы затронули тему теннисных струн, то сообщу ещё об одном признанном бренде. В 1913 году была основана американская компания «Ashland Manufacturing Company», которая из побочных продуктов животного происхождения изготовляла теннисные и скрипичные струны, а также хирургические нити. Через два года её президент Томас Е. Уилсон (Thomas E. Wilson) назвал компанию в свою честь: «Thomas E. Wilson», а в 1931 переименовал в «Wilson Sporting Goods». К тому времени компания приобрела всемирную известность и выпускала широкий , в том числе и теннисный, ассортимент товаров.

Ракетки XVI-XVIII веков, как правило, имели продольную асимметрию (изгиб в одну сторону). Такая особенность связана с тем, что мячи отскакивали низко и ракетками в виде “клюшки” их было отбивать легче, при этом особенно не сгибая ноги (прим.авт.‒ Сейчас и до сих пор играют такими ракетками в реал-теннисе). В закрытых помещениях играли ракеткой укороченной длины, а на улицах, где длина площадок была больше ‒ ракетками с удлинёнными ручками.

Первые мастерские по выпуску ракеток появились во Франции, а мастеров по их изготовлению называли “пом-ракэт” (paumier-raquetier).

Из исторических источников известны фамилии наиболее известных французских мастеров изготовления ракеток тех времён: Борелли (Borelly), Лявэрне (Lavergne), Тизон (Tison), Леклерк (Leclercq) и Броуэ (Brouaye). Из них особую знаменитость приобрёл Броуэ. В Англии наилучшим мастером считался Пиле (или Пилле) (Pilet / Pillet).

Обод ракетки выгибали с помощью специального станка (на фото станок 1876г.).

Станок для выгиба обода ракетки

В книге “Art du Paumier-Raquetier et de la Paume”, изданной в 1767 году в Париже, автор М. де Гарсолт (M. de Garsault), впервые описал процесс изготовления ракеток:  “Деревянную рейку из ясеня (иногда каштана), для её размягчения, опускают в чан с кипятком и затем формируют её в виде “шпильки”, так чтобы головка имела вид “почки”. Длинные концы обмазываются животным клеем (animal glues). В горловину вставляется клин из липы и ручка крепко связывается сухожильями из ног быка. После засыхания клея ракетку смазывают маслом и полируют. Иногда дерево затемняют”.

Процесс изготовления ракеток

(Прим.авт.‒ Я обнаружил занятный рисунок, расположенный ниже. Его сюжет наталкивает на два предположения. Первое, как известно, в середине XVI века сложилась современная форма скрипки и некоторые мастера этого изысканного инструмента одновременно подрабатывали и на изготовлении ракеток (выгибание боковин проводилось на схожих станках). И, второе, это просто карикатура).

Средневековые теннисисты

С появлением ракеток игра приобрела большую популярность среди всех слоёв населения, как во Франции, так и в других странах Европы (прим.авт.‒ Нужно заметить, что ракетки сразу не вытеснили игру ладонью, особенно в сельской местности. Даже проводились соревнования между представителем различных способов перебивания мяча).

В XIX веке центр популярности тенниса переместился с европейского континента на Британские острова. И в 1855 году один из известных игроков Генри Джон Грей (Henry John Gray) вместе с четырьмя своими братьями в Кембридже основал компанию по изготовлению ракеток. В течение 80 лет его компания была ведущей производителем ракеток в Англию (прим.авт.‒ Со временем компания стала выпускать и популярные хоккейные клюшки). Ракетками “Gray” играли короли Эдуард VII и Георг VI.

Ручки ракеток как обматывали кожей или замшей, так и оставляли без обмотки. Для зажиточных покупателей ручки выполняли с художественной резьбой или инкрустацией.

Инкрустация ручки ракетки

Комплект Уолтера Уингфилда (Walter Wingfield), получившего в 1884 году патент на изобретение игры “сферистики” (позднее переименованной в “лаун-теннис”), состоял из: сетки с распорками, 4-х ракеток “Marlborough” лондонской компании «Jefferies & Co», длинной 27 дюймов (68,6 см) и весом 12 унций (340 г), 10-ти мячей, импортированных из Германии, сетки со стойками, 4-х колышек в верёвкой (для растяжки), деревянного молотка, рулетки с отметками для разметки корта, инструкции и правил игры.

Комплект Уолтера Уингфилда

В течение года, наборы Уингфилда, были проданы в США, Канаде, Австралии, Индии, Китае и России.

В 1879 году англичанин Генри Ричардсон (Henry Richardson) запатентовал устройство по регулировке натяжения центральных продольных струн, встроенное в шейку ракетки. Как утверждают современники, у Ричардсона было много воображения и он не только придумал несколько различных способов регулирования натяжения струн, но предлагал изготовлять обод из металла и даже ‒ эбонита! (прим.авт.‒ Получен экспериментальным путём во второй половине XIX века).

В 1928 году подобная идея по регулировке натяжения струн была внедрена в ракетке “Red Cloud” американской компании «Craven».

Ракетка Red Cloud Craven 1928

Но наиболее совершенное устройство в 1940 году предложит американец немецкого происхождения Генри Гэрке (Henry Goerke).

устройство ракетки Генри Гэрке

Однако война не дала воплотить его идею в жизнь (прим.авт.‒ Думаю, что его чётко продуманное изобретение намного опередило своё время).

Принцип регулировки напряжения ещё раз был внедрён компанией «Fischer» в ракетке “Superform Tuning” в 1985 году.

Вырез в шейке ракетки Ричардсона вдохновило американскую компанию «Spalding» на создание в 1920 году ракетки “Top-Flite” , с так называемым, “Открытым сердцем” (или “Открытым горлом”) ‒ расщеплением шейки ракетки перед ободом. Этой ракеткой играл и рекламировал один из лучших теннисистов всех времён ‒ американец Билл Тилден (Bill Tilden). В 1931 году он, играя “Top-Flite”, установил рекорд скорости подачи мяча.

ракетка Spalding Top Flite 1920

Этой же ракеткой играла и другая легенда тенниса ‒ американка Молла Мэллори (Molla Mallory).

Другим значимым новшеством стало ламинирование деревянных теннисных ракеток, запатентованное в Англии 12 мая 1902 года Альбертом Альтманом (Albert Altman). Однако использование технологии многослойной клееной древесины в промышленном производстве было внедрено только в 1931 году английской компанией «Dunlop» с появлением клея с необходимыми качествами. Их ракетка “Maxply”, благодаря большей гибкости рамы, удачному подбору баланса и уменьшенному натяжению струн с более плотным их расположением ‒ 18×20 (обычное количество струн составляло 16×18), обеспечивала мощный удар. К тому же ещё и приятный дизайн гарантировали ракетке большую популярность на многие годы (выпускалась до 1985г.). Именно с этой ракеткой в руках легендарный австралиец Род Лейвер (Rod Laver) в 1969 году стал обладателем второго "Большого шлема" (прим.авт.‒ Это достижение не покорилось больше никому). Ей не изменял и другая легенда австралийского тенниса Лью Хоуд (Lew Hoad) 12-кратный чемпион мэйджоров во всех разрядах.

 Ракетка Dunlop Maxply 1948  Ракетка Dunlop Rod Laver

 

Интересная история при подборе ракетки произошла с Родом Лейвером. Ведущие компании-производители в рекламных целях выбирали перспективных игроков и предоставляли им бесплатно ракетки и другую экипировку. Кроме того, выплачивали стипендии и обеспечивали условия для тренировок. И вот в 1953 году 15-летнего Родни, после победы на Чемпионате штата Квинсленд, на попечительство компании «Slazenger» предложил его тренер Гарри Хопман (Harry Hopman). Но на представителя компании щуплый и невысокий юнец не произвёл впечатления. А вот их основных конкурентов ‒ «Dunlop», доводы бывшей звезды австралийского тенниса относительно многообещающих перспектив его подопечного убедили. И в последствии не только не пожалели, а использовали имя Лейвера, как один из основных своих брендов.

Что касается ламинирования, то для обода использовались следующие породы древесины: ясень, дуб, орех, красное дерево, а при изготовлении шейки и ручки: берёза, кедр, клён, липа. Позже, для придания раме ракетки большей жёсткости в состав слоёв добавляли одну или две графитовые прокладки.

Специалисты считали, что для ракеток лучше всего подходил австралийский ясень и британские компании использовали именно ясень из своей заморской колонии, а «Slazenger» в 1928г. в Сиднее построила завод, на ракетках которого было изображено кенгуру. Среди австралийских компаний самой успешной была «Alexander», основанная в 1926 году Альфредом Александром (Alfred Alexander). Самым известным изделием стала ракетка с плоской вершиной обода “Cressy Wizard”, сделанная для австралийца Джека Кроуфорда (Jack Crawford), который в 1935 году с её помощью выиграл «Ролан Гаррос», «Уимблдон» и Чемпионат Австралии.

Ракетка Alexander Cressy Wizard

“Cressy Wizard” была самой популярной ракетой на  “Зелёном континенте” до конца 1950-х годов.

Первые российские ракетки появились в 1906 году и изготовлялись они полукустарным способом в московской мастерской, владельцами которой были братья Максим и Михаил Матвеевичи Цыганковы. Ассортимент был следующий: I сорт “Максим”; II сорт “Москва”; III сорт “Идеал” и “Детская” (прим.авт.‒ Ракетки после завершения работ проходили тестирование, после которого сортировались. Каждый сорт по отдельноси не производился). Российские ракетки не уступали по качеству зарубежным аналогам, но были намного дешевле. Сохранился почётный диплом, свидетельствующий, что русская ракетка «Максим» отмечена серебряным призом на Международной выставке спортивного инвентаря 1914 года в Лондоне. Популярность ракеток братьев Циганковых, благодаря использованию их чемпионом России графом Михаилом Сумароковым-Эльстоном, позволила вскоре расширить производство, которое стало называться “фабрикой” (прим.авт.‒ До 1911 года в его арсенале были  ракетки “Doherty” английской компании «Slazenger» и “Driva Champion” американской компании «Williams & Cie»). На ракетках “Максим” стали делать позолоченное тиснение с автографом Сумарокова.

Ракетка Максим

Что касается струн, то они закупались в Англии и только вначале 1920-х по заказу Циганковых их стали изготовлять в селе Опошня под Полтавой, а затем в Симферополе и Казани.

Большим поклонником тенниса был император России Николай II, но он отдавал предпочтение ракетке “Demon” модели 1890 года английской компании «Slazenger» (S&S).

Теннисная ракетка Николая II

Между тем, наибольшую известность получила ракетка “Demon” с торцом ручки в виде “рыбного хвоста”, которая изготовлялась до 1930 года.

Ракетка Demon

Ещё одной популярной маркой от «Slazenger» стала ракетка "Renshaw", названная в честь англичанина Уильяма Реншоу (William Renshaw), выигрывавшего 6 лет подряд (1881-1886гг.) «Уимблдон».

К началу XIX века производители придерживались одних и тех же размеров ракеток: длина ‒ 27 дюймов (68,6 см) и площадь обода 66 кв. дюймов (426 кв. см) (прим.авт.‒ Официально стандарт не был принят. Эти размеры называли "stringbed". Позднее они стали известны как "standard"). Но не обошлось и без исключения. Так в 1915 году англичанин Франк Вордсворт Донистроп (Frank Wordsworth Donisthorpe) изготовил ракетку, которая на 3 дюйма (7,6 см) была длиннее и шире обычных размеров. Он назвал её “Everest” ‒ по ассоциации с наибольшей вершиной на земле.

Франк Донистроп и ракетка Everest

Ракеткой-гигантом, из-за большого веса, было тяжело играть, поэтому любители тенниса оставили её без внимания. Чтобы поднять популярность своему “детещу” Донистроп играл ею на Уимблдонском турнире в 1919 году, где дошёл до 3-го круга и в 1921 ‒ до 2-го. Но желаемого эффекта он не достиг. Будучи на натуре изобретателем (в 1916г. получил патент в области цветная фотографии и кинематографии), Франк не прекратил свои изыскания и в 1934 году лондонская компания «Hazells LTD» по его чертежам выпустила ракетку “Streamline” с шейкой, состоящей из трёх сегментов (1-я картинка). Такая конструкция значительно уменьшала деформацию рамы на скручивание при нецентровых попаданиях мяча вдоль поперечной оси струнной поверхности. “Streamline” имела четыре разновидности: “Green Star”, “Red Star”, “Blue Star”, “White Star”, которые отличались своими игровыми характеристиками. Внешне их отличал цвет звезды, находящейся в верхней части основной шейки.

Франк Донистроп Бонни Остин Streamline

В марте 1935 года американский научно-популярный журнал «Популярная механика» (Popular Mechanics) поведал о ещё одной ракетке Донистропа с V-образной шейкой (прим.авт.‒ Из журнала взята 2-я картинка сверху, на которой Донистроп с ученицей. Как называлась эта ракетка я не нашёл).

Для рекламы ракетки “Streamline”, её производитель договорился с Бонни Остином (Bunny Austin) о том, что 2-я ракетка Великобритании будет ею играть на «Уимблдоне-1935» (3-я картинка) (прм.авт.‒ Остин в этот раз дошёл только до полуфинала).

6 июля 1937 года Франк Донистроп в США получил патент на 5 модификаций этой ракетки (4-я картинка). В этом же году компания «Hazells» прекратила выпуск “Streamline”, однако 1979 году возобновила производство ракеток с такой же формой, но уже с использованием композиционных материалов. Подобную ракетку под названием “Concept 3” в 1982 году выпустила и французская компания «Le Coq Sportif» (прим.авт.‒ Ею французская звезда Янник Ноа (Yannick Noah) в 1983г. выиграл «Ролан Гаррос»).

Ракетки Донистропа

Не остались без внимания и другие варианты запатентованных Донистропом ракеток (см. статью “Необычные ракетки”). 
В общем-то новаций по совершенствованию ракеток всегда хватало. Хочу вспомнить ещё об одном. В 1933 году австралийц Гарри Вебек (Harry Webeck) решил внедрить в полость ручки ртуть, которая, перемещаясь по полости в зависимости от положения головки, изменяла баланс ракетки. Патент на это изобретение был куплен «Slazenger» и реализован в ракетке “Floating Power”. Однако через полгода использование токсично-опасной ракетки было запрещено.

И всё же идея изменяемого баланса была внедрена компанией в полой металлической ракетке в середине 1970-х. Но вместо ртути в центральной трети рамы перемещались шарики от подшипника. Мне предоставилась возможность испробовать такую ракетку. При игре с лёта баланс становился ближе к ручке, а во время ударов с задней линии ‒ утяжелялась головка. В целом, мне понравилось, кроме характерного звука от катания шариков в трубках рамы. А вот название модели, к сожалению, не запомнил.

Раз я затронул эту технологию, то вспомню ещё две разработки в этой направлении, правда они уже относятся к “Времени композита и дизайна”. Это принцип “Kinetic System Technology”, запатентованный тайваньской компанией «ProKennex» (создана в 1978г.). Только в их инновации микро-шарики в раме перемещаются не в продольном направлении, а в поперечном в микро-отсеках по всей полости обода рамы. Во время контакта ракетки с мячом шарики перемещаются вперёд, увеличивая силу удара, а в период послеударной вибрации шарики уменьшают её амплитуду и продолжительность. Аналогичный принцип и ещё одну попытку внедрения ртути вместо микро-шариков осуществила итальянская компания «Alto» в середине 1980-х в свою композитную ракетку. Но дальше экспериментальной партии дело не пошло.

Американская консалтинговая компания «DynaSpot» в 1987 году презентовала свою графитовую ракетку, часть полости рамы, которой была заполнена маслянистой жидкостью (производитель не раскрывает название жидкости). По утверждению автора изобретения Марвина Л. Сэсслера (Marvin L. Sassler) “Смещение веса компенсирует и уравновешивает крутящий момент и вибрацию от удара” (патент США выдан 18.05.1982г.).

Возвращаясь к деревянным ракеткам отмечу, что последним конструктивным изменением, казалось бы незначительными, но принятым всеми производителями и привычным для нас стало с 1930 года повсеместное обматывание ручки тонкой кожаной лентой (прим.авт.‒ «Dunlop» запатентовал обмотку ручки в виде цельного куска кожи с формированными отверстиями, см. картинку "Dunlop Maxply International").

Немаловажное значение для удачного маркетинга ракетки играет её косметика (графический дизайн) и название (“Как назовёшь, так и поплывёт”, ‒ капитан Врунгель).

Начиная с 1930-х годов в моду вошло называть модели ракеток именами действующих игроков с отображением на шейке фотографии и автографа знаменитости. В рекламных источниках указывалось, что такая ракетка одобряется тем или иным теннисистом (прим.авт.‒ Употребляли слово "одобряется" потому, что все ведущие теннисисты-любители того времени, чтобы не терять свой статус, официально не подписывали контракты с фирмами-производителями, а получили гонорары за использование своего имени, как принято сейчас говорить, "в конвертах").

Ракетки с именами знаменитостей

Коллекционеры насчитывают около 80 таких именных моделей от таких производителей как: «Bancroft», «Chemold», «Dunlop», «MacGregor», «Regent», «Slazenger»,«Spalding», «Wilson» и «Wright & Ditson» (прим.авт.‒ Есть экземпляры, стоимость которых сейчас доходит до $5.000).

В завершении этой темы решил разместить фото феминистской ракетки “Dunlop Feminist” с оригинальным, на мой взгляд, дизайном и символом Венеры.

Феминистская ракетка Dunlop Feminist

Феминист” выпускалась в 1960-е годы.

В СССР до 1930 года Циганковы продолжали выпуск своих ракеток. Но с завершением "Новой экономической политики" их производство было конфисковано, а Максима и иго сына Андрея "пригласили" работать в Трудкоммуне для подростков, расположенной в Болшеве (современный Королёв). Там начали изготовлять ракетки под названиями “Антилопа Бра”, “Антилопа Гну”, “Москва”, “Динамо”. В том же году и на ленинградском авиазаводе «23» также было освоено производство ракеток “В3”. В этих ракетках уже было применено ламинирование обода.

Перед Великой отечественной войной на Болшевской фабрике выпускалось порядка 8 тысяч ракеток в год. Но с началом войны на её территории был построен аэродром и фабрика прекратила своё существование.
После войны ракетки выпускали несколько лыжных фабрик: в Москве “Москва”, “Экстра” и “Олимпия”, в Тарту (Эстония) с названиями “Восток”, “Тарту”, “Дуэль” и детская “Mini-C”, в Мукачево (Украина) ‒ “Украина”, “Карпаты” и юниорская “Юность”. Большинство советский мастеров спорта играли “Москвой” и “Востоком”, которая была жёстче из-за слоя графита (у “Тарту” было два слоя графита).

На смену деревянным ракеткам в конце 1960-х годов пришли металлические ракетки, на которые перешли практически все ведущие мастера тенниса. Правда не обошлось и без исключения. Легенда тенниса швед Бьорн Борг (Bjorn Borg) ‒ 11 кратный победитель турниров «Большого шлема», завершивший профессиональную карьеру в 1983 году не изменил деревянным ракеткам. И даже после возобновления выступлений в 1991-93 годах он остался их упорным приверженцем. Интересная деталь: "Айсберг" (прозвище экс-первой ракетки мира) натягивал струны с силой в 36 кг !!!

Ракетка Бьорна Борга

Верность "дереву" проявил и знаменитый испанец Маноло Сантана (Manolo Santana) ‒ 4-кратный победитель турниров «Большого шлема», проведший свой последний матч в профессиональном туре в 1978 году в Ньюпорте.

Ракетка Маноло Сантана

Эксперты установили, что после Второй Мировой войны самыми популярными ракетками были “Wilson Jack Kramer” и “Dunlop Maxply McEnroe”. Ракетки с автографом американской легенды Джека Крамера (прим.авт.‒ В 1947г. стал консультантом компании “Wilson”) за 30 лет, начиная с 1949 года, было продано более 10 миллионов. Интересно то, что американец Джон Макинрой до 21-летнего возраста тоже пользовался “Wilson Jack Kramer”, а на «Уимблдоне-1982» стал единственным из ведущих теннисистов, который играл деревянной ракеткой и, не только играл, но и выиграл его.

Джон Макинрой Wilson Jack Kramer

Под конец “Эры дерева” доминирующими на мировом рынке теннисного инвентаря стали английские компании «Dunlop» и «Slazenger». Благодаря удачному маркетингу, в “раскрутку” их продукции было привлечено большинство теннисных звёзд того времени, а любители тенниса отдавали предпочтение именно ракеткам своих кумиров. Судите сами, за период с 1960 по 1973 год ракетками «Dunlop» и «Slazenger» было выиграно во всех разрядах 80 из 112 турниров «Большого Шлема» (52 и 38 соответственно).

Однако в дальнейшем окрылённые успехом английские производители не смогли вовремя прочувствовать тенденцию резкого перехода на “металл” и “композит” и, тем самым, уступили позиции многим другим компаниям теннисной индустрии. К примеру «Slazenger» свою первую экспериментальную металлическую ракетку “X10” изготовила только в 1978 году. 
Брендами у этих английских компаний остались только их мячи, хотя ракетки они продолжают выпускать.

К началу 1990-х верна английским традициям осталась только компания «Grays International», продолжавшая изготовлять деревянные ракетки.

Теперь немного о сопутствующих приспособлениях.

На старых фотографиях часто можно увидеть ракетку, на ободе которой находится рамка из дерева или металла. Это ручной пресс и предназначался он для того, чтобы при изменении климатических условий (влажности и температуры) и под действием силы натяжения струн, не деформировался (в первую очередь на скручивание) обод. Прессы предназначались как на несколько ракеток, так и для одной.

Пресс для ракеток

Пресс для ракетки

Их ассортимент конечно же был не столь большой как ракеток, но, выбор был и особенно среди металлических литых прессов.

металлический литой пресс для ракетки

С началом становления современного тенниса, обычно игроки оставляли свои ракетки в клубе, которые объединяли практически всех, занимающихся теннисом. Ракетки хранились или в индивидуальных шкафчиках или в специальных стеллажах (прим.авт.‒ За рубежом и сейчас эта традиция осталась, а вот в СССР советская номенклатура посчитала частные клубы "буржуазным пережитком" и всех спортсменов "загнала" в Добровольные спортивные общества. И только сейчас у нас клубный принцип объединения теннисистов стал возрождаться).

Стеллаж для ракеток

Для поездок на соревнования или отдых использовались теннисные саквояжи и сумки, но вид их был не столь привлекательный как у современных.

Сумки для теннисных ракеток

Ну и конечно же использовались чехлы, которые тоже частично предохраняли ракетку и струны от каприз погоды (прим.авт.‒ Натянутые натуральные струны после высокой влажности или намокания во время дождя при высыхании часто лопались).

Чехол для теннисной ракетки

И напоследок отмечу, что в деревянных ракетках не было никаких "high-tech" ухищрений, которые усиливали мощность удара, гасили вибрацию, увеличивали игровое пятно и тем самым улучшали игровые способности теннисистов, что характерно для современных ракеток (см. статью “Всё о современных ракетках”).

Другие материалы по этой теме:
 Другие материалы по теме

История теннисных ракеток: "Период металла"

История теннисных ракеток: "Время композита и дизайна"

История теннисных мячей

Необычные теннисные ракетки

Всё о современных ракетках

Первая в мире "умная" ракетка от «Babolat»

07/02/2015 , Автор: Игорь Ивицкий

Добавить комментарий