Оцените материал
(134 голосов, средняя оценка 4.6 из 5)

Советы Тимоти Голви

tennis i.com Timothy Gallwey 1.jpg 1429451260

У.Тимоти Голви/Гэллуэй (W.Timothy Gallwey) – американский бизнес-тренер, создатель метода личной эффективности, автор серии книг, описывающих созданный им метод личной и профессиональной эффективности, известный как "внутренняя игра". Тираж одной из его книг «The Inner Game of Tennis» (1974) превысил миллион экземпляров и стал международным бестселлером. На русском языке она была опубликована дважды под разными названиями и с разным переводом фамилии автора: в 2008г. изд-вом «Сэнтэ» ‒ «Внутренняя игра в теннис», Тимоти Голфи и в 2010г. изд-вом «Олимп-Бизнес» ‒ «Теннис. Психология успешной игры», У.Тимоти Гэллуэй (текст книг идентичен).

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕНТАЛЬНОЙ СТОРОНЕ ТЕННИСА

Проблемы, которые больше всего озадачивают теннисных игроков, не связаны с тем, как совершить удар. Книги и профессиональные тренеры дают очень много информации о технической стороне дела.

Большинство игроков не жалуются на своё физическое состояние, а от наиболее общая жалоба теннисистов всех возрастов звучит так: "Не то, чтобы я не знаю, что делать, а то, что не делаю то, что знаю".

От игроков часто можно слышать и такие жалобы:

"Я играю на тренировке лучше, чем во время соревнований" или "Я знаю, что делаю ошибку при ударе справа, но не знаю, как избавиться от неё".
Большинство спортсменов и в других видах спорта сталкиваются с такими проблемами, но не знают, что им делать. Игроки часто слышат, что теннис ‒ очень психологическая игра, поэтому надо развивать надлежащее ментальное отношение. Надо быть уверенным и хотеть победить, иначе всегда будешь проигрывать.

Один вопрос меня озадачивал. Почему нельзя слишком стараться? Чему это мешает?

Играть и не думать, как ударить. Иногда теннисисту удаются удары. Похоже, в эти моменты он вообще не думает о том как играть. Очень часто о хорошей игре теннисистов говорят так: "Он играет не думая о том, что делать", "Он играет, как по нотам", "Он не осознает, что делает на корте". Общим в этих фразах является то, что разум явно не участвует в игре. Атлеты на большинстве спортивных соревнованиях показывают "пиковые" достижения, если они не думают о самом процессе.

Ясно, что было бы очень трудно играть, выключив полностью свой разум. Игрок находится в таком состоянии, что ему не надо излишне стараться, и мяч после его ударов идёт по назначению. Кажется, что игрок погружен в сам процесс игры, которая требует его энергии, но не чрезмерных усилий. Однако подобная спонтанность в игре мгновенно исчезает, как только игрок начинает думать о том, что он делает. Пытаясь осуществить контроль над игрой, теннисист теряет эффективность действий.

Каждая теория нуждается в проверке. Предлагаю вам проделать один небольшой эксперимент. В тот день, когда ваш партнёр по тренировкам, будет очень удачно играть, т.е. находится в хорошей форме, спросите его: "Джордж, что вы добавили в свой удар справа? Он очень здорово у вас получается сегодня". Если он берёт приманку (на 95% это так и будет), то он начнёт рассказывать о том, как делает замах, где встречает мяч, где оканчивает проводку и т.д. Если после этого начать играть, то Джордж очень быстро начнёт делать ошибки, он будет очень стараться делать так, как только что говорил вам.

Можно ли играть, отключив свой разум нарочно? Как можно быть сознательно не разумным? В этом есть несомненное противоречие. Однако подобное состояние может быть достигнуто. О таком состоянии игрока можно сказать так. Его разум так сфокусировано, что он не мешает естественности движений. В этом состоянии тело работает автоматически, без вмешательства мыслей. Разум не оценивает действия, он не диктует, как надо действовать, он помогает играть без мыслей.

Способность приближаться к такому состоянию разума во время игры ‒ цель теннисиста, желающего достичь "пиковых" результатов.

Сильно стараться ‒ сомнительное достоинство. Разве не говорили нам с детства, что лишь при большом старании можно чего-либо добиться. Чтобы это значило, когда мы наблюдаем очень старающегося человека?

Однажды, раздумывая над упомянутым выше вопросом, я встретился с женщиной, которая пришла брать у меня уроки тенниса. Она пожаловалась, что совершает очень много ошибок в игре. Ей казалось, что причина в плохой координации. Она часто играет пару со своим мужем, и они из-за неё проигрывают. У неё появилась мысль, что муж берёт её в партнёры только потому, что не хочет её обижать. Я спросил её, какую ошибку она совершает чаще всего? Оказалось, что ей не удаются удары центром ракетки, весьма часто она бьёт ободом ракетки. "Давайте смотреть", ‒ я сказал, доставая корзину с мячами. Я подкинул ей десять мячей под удар справа так, чтобы она двигалась на мяч. Я был несколько удивлён, так как восемь из десяти ударов она сделала ободом. Сам по себе удар был достаточно хорош в смысле техники. Я был озадачен. Она не преувеличила её проблему. Я поинтересовался её зрением, но женщина сказала, что у неё очень хорошее зрение. Тогда я сказал Джоан: "Мы проведём эксперимент". Я попросил её очень стараться делать удары центром ракетки. У меня было предположение, что это может привести даже к ухудшению удара. В следующей серии ударов она попала лишь шесть мячей ободом, в третьей серии результаты были немного лучше, но ошибок всё равно было очень много. Тут она заметила, что ей мало чего удаётся достичь, если она слишком старается. У её интуитивной части заметно стали выше шансы. Теперь перед следующей серией ударов я сказал Джоан, чтобы она сконцентрировала всё своё внимание на швах мяча, стараясь заметить их вращение. Джоан стала выглядеть в следующей серии ударов более расслабленной, и попала центром девять мячей, лишь последний удар опять был сделан ободом ракетки. Я спросил её, о чём она думала перед последним ударом. Она ответила, что стала думать о том, как сделать последний удар центром ракетки. Джоан заметила разницу между тем, как она старалась, и тем, как она концентрировала взгляд на швах. В последующих сериях её разум был занят наблюдением швов мяча, а интуиция реализовала её природные способности. Таким образом, можно подвести первые итоги. Эффективное обучение в теннисе или игры на корте возможно лишь при соблюдении следующих правил:

Надо чётко и ясно представлять картину желаемого результата.

Доверять интуиции тела, чтобы исполнять удары естественно, учась на успехах и ошибках.

Видеть, чувствовать, слышать свои удары и не оценивать их с позиции хорошо или плохо, т.е. надо научиться успокаивать свой разум.

 

УСПОКОИВШИЙСЯ РАЗУМ

Мы подходим к ключевому моменту ‒ подвижность нашего разума затрудняет проявление естественных способностей, и в первую очередь интуиции. Без неё невозможно достичь эффективной деятельности, без неё нет классного тенниса.

Как разум успокаивается, теннисист не думает как, когда и где ему сделать удар. Он не прикладывает всё своё старание в момент удара, он не оценивает свои удары. Он просто играет в любимую игру. Он слышит звук удара, ощущает мышцами контакт с мячом, но не размышляет о теннисе.

Говорят, великая музыка и искусство возникают из глубин спокойного разума. Так же и с величайшими достижениями в спорте, они происходят, когда разум спокоен как стеклянное озеро.
Если вы будете размышлять о своих наивысших достижениях, то вспомните подобные ощущения. Во время таких переживаний, разум не действует отдельно, говоря, что следует делать, или критикуя действия. Он спокоен, действие протекает свободно как река.

Когда это происходит на теннисном корте, мы сосредоточены, не стараясь сконцентрироваться. Мы чувствуем в себе непринуждённость и свободу. У нас есть внутренняя уверенность, что мы можем сделать то, что требуется, и нам не нужно очень стараться.

Мне на ум приходит слаженные движения кота, подкрадывающегося к птице. Пластичный, он припадает к земле, собираясь для прыжка. Не думая, о том, когда прыгать, как отталкиваться задними лапами, чтобы преодолеть нужное расстояние, его разум спокоен и полностью сконцентрирован на жертве. Ни одной мысли не мелькает в его сознании о возможности или последствиях промаха. Он видит только птицу. Вдруг птица взлетает, в то же мгновение кот прыгает. Он перехватывает свой обед в двух футах от земли. Отличное, и без обдумывания выполненное действие, и потом, никаких поздравлений себе, просто награда присущая действию ‒ птица в зубах.

В редкие моменты, игроки в теннис приближаются к спонтанности кота. Эти моменты, по-видимому, случаются наиболее часто, когда игроки обмениваются ударами у сетки. Часто обмен ударами происходит настолько быстро, что нет времени думать. В такие моменты игроки часто изумляются, обнаружив, что сделали удары, о которых даже не могли мечтать. Двигаясь быстро, они не имеют времени на планирование, совершенный удар просто происходит. Подобные удары игроки обычно называют просто удачей, но если это случается неоднократно, начинают доверять себе, и ощущать глубокое чувство уверенности.

Короче, чтобы "собраться" требуется замедлить разум. Успокоить разум ‒ значит перестать думать, рассчитывать, судить, беспокоиться, опасаться, надеяться, стараться, сожалеть, контролировать, дрожать от волнения или отвлекаться. Цель любого теннисиста ‒ увеличить частоту и длительность этих моментов, успокаивая разум постепенно расширять способность учиться и исполнять.

Для большинства из нас успокоение разума постепенный процесс, включающий в себя нескольких внутренних навыков.

Первый навык, которому нужно научиться это умение освободиться от свойственной человеку склонности оценивать себя и своё исполнение как хорошее или плохое. Освобождение от процесса оценивания ‒ это основной ключ к успешной игре. Когда мы успокаиваем свой разум, можно достичь спонтанной, сосредоточенной игры.

Избавление от критических оценок. Чтобы увидеть процесс оценивания, последите за теннисными игроками. Внимательно наблюдайте за лицом бьющего по мячу, и вы увидите выражение критических мыслей, возникающих в его уме. Насупленные брови появляются после каждого "плохого" удара, и выражение самодовольства после каждого удара, оценённого как особенно "хороший". Часто оценки будут выражаться устно и словами, которые зависят от игрока и от той степени, в которой ему нравится или не нравится его удар. Иногда оценки наиболее ясно ощущается скорее в тоне голоса, чем в самих словах. Заявление: "Ты перекрыл ракетку снова", может быть высказано в форме резкой самокритики или простой констатации факта в зависимости от тона голоса. Приказ себе "Следи за мячом" или "Шевели ногами" может быть произнесён как ободрение телу или как принижающее осуждение за его прошлое действие.

Для большей ясности представим матч двух противников, в котором играют мистер А и мистер Б, а мистер В выступает судьёй. А подаёт вторую подачу, а Б ‒ принимает. Мяч уходит в аут и, слыша "Двойная ошибка", А хмурится и говорит себе что-нибудь унижающее, называет подачу "ужасной". Видя тот же удар, Б оценивает его как "хороший" и улыбается. Судья не хмурится и не улыбается, он просто объявляет счёт.

Что важно здесь. Ни "хорошее качество", ни "плохое качество", приписываемые подаче игроками, не являются свойствами самого удара. Скорее, они являются оценками, добавленными в уме игроков в соответствии с их индивидуальными реакциями. А говорит: "Мне не нравится этот момент". Б говорит: "Мне нравится это момент". Судья не оценивает событие как положительное или отрицательное, он просто видит мяч и выкрикивает счёт. Если такой случай произойдёт ещё несколько раз, А будет очень огорчён, Б продолжит быть довольным, а судья, сидящий на вышке будет по-прежнему отмечать с беспристрастно все, что происходит.

Теряя способность просто воспринимать происходящие события, мы скатываемся на оценки. Нам не нравится зрелище того, как мы попадаем мячом в сетку, но мы оцениваем как хорошее зрелище, когда получаем очко на подаче. Оценки ‒ это наши личные субъективные реакции на зрелища, звуки, ощущения в рамках нашего опыта.

Какое это имеет отношение к теннису? Но, именно с оценки и начинается цепная реакция. Сначала ум игрока оценивает один из ударов как плохой или хороший. Если удар оценивается его как плохой, то игрок начинает думать, что в нём не так. Он говорит себе, как его исправить. Затем очень старается, продолжая давать себе новые указания. Наконец он снова оценивает удар. Очевидно, ум далеко не спокоен, а тело напряжено от старания. Если удар оценивается как хороший, игрок начинает задавать себе вопрос, как он нанёс такой хороший удар, затем он пытается заставить тело повторить процесс, даёт себе новые указания, усердно стараясь и т.д. Оба умственные процесса заканчиваются дополнительной оценкой, которая увековечивает процесс мышления и неловкого исполнения. Как следствие, мышцы игрока напряжены, когда им нужно быть расслабленными, замахи становятся неловкими и менее плавными, и отрицательные оценки, вероятно, будут возникать с возрастающей интенсивностью.

После оценки нескольких ударов, игрок начнёт обобщать. Вместо того чтобы оценить отдельный случай как "ещё один плохой удар", он начинает думать, что "у него ужасный удар". Вместо того чтобы сказать: "Ты нервничал в этот момент", он добавляет: ‒ "Ты худший в клубе". Дальше идут другие обобщения: "У меня плохой день", "Я всегда пропускаю лёгкие удары", "Я медлителен" и т.д. Интересно посмотреть, как происходит обобщение оценок. Всё может начаться с жалобы, "Какая отвратительная подача", затем перейти к "Я сегодня плохо подаю". После ещё нескольких "плохих" подач, оценка может дойти до "У меня жуткая подача". Затем "Я отвратительный игрок", и, наконец, "Я никуда не гожусь". Сначала игрок оценивает событие, затем группирует события, отождествляет себя с объединённым событием и, наконец, судит себя.

В результате, негативные оценки, вынесенные игроком самому себе, становятся самоисполняющимся пророчеством. Игрок начинает бояться, со страхом ожидает очередную ошибку при ударах слева или справа. Происходит что-то вроде самогипноза. Вы становитесь тем, что вы о себе думаете.

Попав несколько раз в сетку справа, игрок говорит себе, что у него плохой удар или, по крайней мере, что его удар справа сегодня "не работает". Затем он идёт к профессионалу, чтобы исправить его, как больной идёт к врачу. Предполагается, что профессионал поставит диагноз неправильному удару и продолжит способ исправления. Всё это слишком знакомо, и не даёт желаемого результата ‒ ведь ум вы свой не успокоили.

Очень важный момент. Освободиться от оценок не означает игнорировать ошибки. Это просто значит видеть события, как они есть, и ничего не добавляя к ним. Например, вы могли заметить, что во время определённого матча 50% ваших первых подач попали в сетку. Это ‒ факт. Он точно описывает вашу подачу в тот день. Оценка начинается, когда подаче приклеивается ярлык "плохая", и она мешает игре, когда следует реакция крайнего раздражения, разочарования и обескураженности. Если бы процесс оценки можно было остановить, назвав событие плохим, и не было бы дальнейшей цепной реакции, тогда вмешательство было бы минимальным. Но оценочные ярлыки обычно ведут к эмоциональным реакциям, затем к напряжённости, чрезмерному старанию, самоосуждению и т.д. Этот процесс можно замедлить, или прекратить, если использовать описательные, а не оценочные слова для отражения событий.

Уменьшение напряжения делает плавными движения, и происходит это в результате принятия ваших движений такими, какие они есть, даже если они беспорядочные.

В своём процессе развития, наша игра в теннис извлекает много пользы из ошибок. Даже спады в игре являются частью процесса. Они не являются "плохими" событиями, но они длятся бесконечно, пока мы называем их плохими, и отождествляем себя с ними. Как хороший садовник, который знает, когда почве нужна щёлочь, а когда кислота, тренер профессионал должен суметь помочь улучшению вашей игры. Обычно, первое, что нужно сделать, это справиться с отрицательными оценками. Как профессионал, так и игрок стимулирует этот процесс, когда они начинают видеть и принимать движения такими, какие они есть в тот момент.

Первый шаг ‒ это увидеть движения такими, какие они есть. Они должны восприниматься точно. Это можно сделать только, когда личная оценка отсутствует. Как только движение видится чётко и принимается таким, как оно есть, естественный и быстрый процесс изменения начинается.

Приведённый ниже пример, правдивая история, дающая ключ к разблокировке естественного совершенствования наших движений.

Однажды летом 1971 года, когда я обучал группу мужчин в «Теннисном Ранчо Джона Гардинера» в Долине Кармел в Калифорнии, бизнесмен осознал, насколько больше силы и контроля он получил в своём ударе справа, когда отводил ракетку назад ниже уровня мяча. Он был в таком восторге от своего "нового" замаха, что помчался рассказать об этом своему другу Джеку, как будто произошло какое-то чудо. Джек, который считал свой неустойчивый бэкхенд одной из главных проблем своей жизни, примчался ко мне во время ленча, восклицая:

‒ У меня всегда был ужасный бэкхенд. Возможно, вы можете мне помочь.

Я спросил:

‒ Что такого ужасного в вашем бэкхенде?

‒ Я слишком высоко заношу ракетку при замахе назад.

‒ Откуда вы знаете? ‒ спросил я его.

Потому что, по крайней мере, пять различных профессионалов сказали так.

Я просто не смог исправить, ‒ ответил Джек.

На какой-то момент я сознавал абсурдность ситуации. Здесь был руководящий работник бизнеса, который контролировал крупные коммерческие предприятия. Ему было сложно обращаться ко мне за помощью, как будто он не контролировал свою собственную правую руку. Почему было бы нельзя, задавал я себе вопрос, дать ему простой ответ:

‒ Конечно, я могу вам помочь. ОПУСТИТЕ СВОЮ РАКЕТКУ!

Но жалобы такие, как у Джека, обычны среди людей всех уровней интеллекта и мастерства. Кроме того, понятно, что, по крайней мере, пять других профессионалов сказали ему опустить ракетку безрезультатно. Что мешало ему сделать это? Я задавал себе вопрос.

Я попросил Джека сделать несколько замахов во внутреннем дворике, где мы стояли. Его замах назад начинался очень низко, но потом, как раз, перед тем как двигать ракетку вперёд, он поднимал её до уровня плеча и разворачивал вниз к воображаемому мячу. Пять профессионалов были правы. Я попросил его взмахнуть ещё несколько раз, не делая никаких комментариев.

‒ Не лучше? ‒ спросил он. ‒ Я старался держать её ниже.

Но каждый раз, перед тем как двигаться вперёд, его ракетка поднималась.

Ваш бэкхенд в порядке, ‒ сказал я ободряюще. ‒ Просто он подвергается некоторым изменениям. Почему бы вам не посмотреть на это поближе.

Мы подошли к большому оконному стеклу, и там я попросил его сделать замах снова, наблюдая за отражением. Он сделал это, опять поднимая головку ракетки, но на этот раз он был изумлён:

‒ Я на самом деле завожу ракетку высоко! Она поднимается выше плеча!

В его голосе не было оценки, он просто сообщал с удивлением то, что видел глазами.

Что меня поразило, так это удивление Джека. Разве он не сказал, что пять профессионалов, говорили ему, что его ракетка была слишком высоко? Я был уверен, что, если бы я сказал ему то же самое после первого взмаха, он бы ответил: "Да, я знаю". Но сейчас было ясно, на самом деле он не ощущал положение головки ракетки. Несмотря на все уроки, он никогда непосредственно не ощутил, как его ракетка поднимается. Его разум так был поглощён процессом оценки и попыткой изменить это "плохой" взмах, что он никогда не чувствовал сам замах.

Глядя в стекло, которое просто отражало его замах, Джек смог удержать свою ракетку невысоко совершенно без усилий, когда сделал замах снова. "Это совсем непохоже на бэкхенд, который я когда-либо делал", ‒ заявил он. Он теперь бил на корте с размаху по мячу снова и снова. Интересно, он не поздравлял себя с тем, что делает это правильно. Он был просто поглощён тем, насколько иначе это ощущалось.

После обеда я подбросил Джеку несколько мячей, и он мог запомнить, как ощущается взмах, и повторить это действие. Он просто почувствовал, куда идёт его ракетка, позволив ощущению заменить отражение в зеркале. Это был для него новый опыт. Скоро он последовательно выполнял удары на корте с лёгкостью, что создавало впечатление естественного замаха. Через десять минут он чувствовал себя в привычном русле, и он остановился, чтобы выразить свою благодарность:

‒ Не могу сказать, как я признателен за то, что вы сделали для меня. Я научился у вас больше за десять минут, чем за двадцать уроков, что я брал по бэкхенду.

Ключ, который открыл новый бэкхенд Джека и который на самом деле был там всё время, просто ожидая, когда его найдут, теннисист перестал изменять свой бэкхенд, он просто увидел его таким, как он есть. Сначала, с помощью зеркала, он непосредственно испытал свой замах назад. Не думая или анализируя, он увеличил своё осознание этой части замаха. Когда его ум свободен от мыслей и оценок, он спокоен и действует как зеркало. Тогда и только тогда мы можем понять, как обстоят дела (увидеть вещи такими, какие они есть).

Осознание удара. В игре в теннис есть две важные вещи, которые надо знать. Первое ‒ где находится мяч. Второе ‒ где головка ракетки. С того времени, как кто-то начинает учиться играть в теннис, ему говорят о важности наблюдения за мячом. Это очень просто: вы узнаете, где мяч, просто глядя на него. Вам не приходится думать, что вот летит мяч, он пролетает примерно на один метр выше сетки и приближается довольно быстро, он должен отскочить около задней линии и его лучше бить на подъёме. Нет, вы просто следите за мячом и позволяете произойти требуемой реакции.

Таким же образом, вам не нужно думать, где головка вашей ракетки должна быть, но вы должны всё время ощущать её положение. Вы не можете смотреть на неё, чтобы знать, где она, потому что вы следите за мячом. Вы должны ощущать её. Ощущение её даёт знание того, где она. Однако, знать, где она должна быть, не значит ощущать её.

Чтобы видеть вещи такими, какие они есть, мы должны снять "оценочные очки", какими бы они, ни были ‒ тёмными или розовыми.

Существует естественный процесс учёбы, который действует в каждом человеке, если ему позволяют происходить. Чтобы раскрыть этот процесс учёбы, необходимо выкинуть из головы старый процесс исправления ошибок, то есть необходимо освободиться от оценок.

Теперь я хочу привести одну мудрую и обманчиво простую историю, рассказанную мне очень уважаемым моим другом по имени Билл.

Трое мужчин в машине едут в центр по улице рано утром. Для наглядности предположим, что каждый из них представляет различный тип игрока в теннис. Мужчина, сидящий справа, положительно мыслящий, который полагает, что его игра великолепна и он полон чувства собственного достоинства, потому, что его теннис такой превосходный. Он также, по его собственному признанию, прожигатель жизни, который пользуется всеми удовольствиями, что, предлагает жизнь. Мужчина, сидящий посередине, отрицательно мыслящий, который постоянно анализирует, что не в порядке с ним и с миром. Он всегда вовлечён в какую-то программу самоусовершенствования. Третий мужчина, который ведёт машину, находится в процессе избавления от оценочного суждения в целом. Он получает удовольствие от событий, какие они есть, и, делая то, что кажется разумным.

Машина останавливается у светофора, перед машиной переходит улицу красивая молодая леди, которая привлекает внимание всех троих мужчин. Её красота особенно очевидна, т.к. она абсолютно голая.

Мужчина справа погружается в размышления о том, как приятно было бы оказаться с этой дамой в других обстоятельствах. Его мысли мчатся через прошлые воспоминания и будущие фантазии о чувственных удовольствиях.

Мужчина, сидящий посередине, видит пример современного декадентства. Он не уверен, что ему следует пристально смотреть на девушку.

‒ Сначала мини-юбки, ‒ думает он, ‒ потом полуголые танцовщицы с обнажённой грудью, затем танцовщицы с голым задом и теперь они на улице средь бела дня. Нужно что-то делать, чтобы прекратить всё это!

Водитель видит ту же девушку, что и другие, но просто наблюдает за тем, что перед его глазами. Он не видит ни хорошего, ни плохого и, в результате, обращает внимание на деталь, которую не заметил ни один из его спутников: глаза девушки закрыты. Он понимает, что женщина ‒ лунатик. Реагируя тотчас же здраво, он просит сидящего рядом сесть за руль, выходит из машины, набрасывает своё пальто на плечи женщины. Он осторожно будит её и объясняет ей, что она, должно быть, шла спящей, и предлагает отвезти её домой. Мой друг Билл обычно заканчивал рассказ с огоньком в глазах, говоря:

‒ Там он получил награду за свой поступок, ‒ оставляя каждого слушателя слышать то, что он хочет.

Первый внутренний навык, который стоит развивать в себе, это навык некритического осознания. Когда мы "разучимся" судить, мы обнаружим, обычно с некоторым удивлением, что нам не нужна мотивация преобразователя, чтобы изменить наши "плохие" привычки.

Перед тем как перейти к вопросу о доверии интуиции сделаю одно замечание. Для развития интуиции важно с уважением относиться как к своим достижениям, так и достижениям других людей. Уважать и осознавать свои возможности, а не оценивать себя по "шкале лучше ‒ хуже". Столь же важно для эффективного тенниса осознавать особенности игры вашего противника, но не надумывать их. Научиться видеть в нём то, что можно увидеть, независимо от того кто перед вами ‒ новичок или чемпион.

 

ДОВЕРИЕ ИНТУИЦИИ

Хотите научиться играть в теннис? Да, почему только в теннис? У вас есть мечта? Тогда вы должны каждое утро просыпаться и верить в успешность достижения мечты. Хотите знать почему? Потому что где-то внутри нас сидят чудовища. Убийцы мечты. Крушители нашей карьеры в теннисе и жизни. Душители успеха. Ужасные, чёрствые, беспощадные создания, изрыгающие негативность и обречённость. Вы делаете удар справа, а внутри звучат ужасающие слова: "Опять промазал", "Недотёпа", "И зачем тебе играть в теннис".

Дальше может быть ещё хуже. Наш ум явно хочет помочь, критикуя, он пытается остановить нас от очередных ошибок, но делает только хуже. Внутри у нас растёт неуверенность, ракетка валится из рук, мяч за мячом мы отправляем в сетку или за пределы корта.

В такой ситуации надо как можно скорее освободиться от притихших голосов внутри, ноги в руки и бежать, бежать, бежать. Надо дать успокоиться своему распалённому уму и положиться на свою интуицию.

В чём же сущность и роль интуиции? Представьте на мгновение ситуацию. Вечер, вы решили почитать интересную книгу. Вы идёте к столу, зажигаете настольную лампу, садитесь, берете книгу и читаете. Вы проделали множество действий, совершали действия, требующие определённой координации, и вы едва ли задумывались над тем, как всё это делать.

В таких ситуациях наш ум безмолвствует, не вмешивается в совершаемые действия. Всё идёт практически автоматически.

Но так бывает не всегда. Иногда нас вдруг охватывают сомнения. Наш мозг становится очень болтливым ‒ даёт один совет за другим.

‒ Лучше читать на диване лёжа.

‒ Может взять другую книгу.

‒ Ты много сделал и стоит просто полежать.

И понеслось. Вот теперь остановить мозг очень трудно, тратится энергия, а действий нет.

Возьмём другую ситуацию. Вы играете клубные соревнования. Противник подаёт. Каким чудом вы сумели сообразить, куда направлять мяч, какова его скорость и вращение. Вам удалось сделать замах и коротким движением отправить мяч противнику. Вы могли перед приёмом подачи дать какую-нибудь команду. Вам знаком противник, обычно на счёте 40:15 в его пользу он подаёт первый мяч по центру. Дав себе команду, вы готовитесь к приёму. Дальше всё идёт автоматически. Словно по волшебной палочке глаза определяют направление мяча, его вращение, сделав короткий замах, вы отражаете подачу.

При приёме подачи, особенно, если ваш соперник профессионал и входит в сотню сильнейших теннисистов мира, тело совершает удивительные по координации движения, а мозг в это время молчит. Встречаются теннисисты, которые в момент приёма подачи хотят что-то вдруг изменить и дают себе команду типа:

‒ Играй по линии.

‒ Кинь свечку.

Чаще всего это кончится ошибкой, лишь в исключительных случаях удаётся принять подачу.

В свете сказанного кажется неуместным обзывать себя, своё тело унизительными словами даже при не самом удачном приёме подачи. В столь короткие промежутки времени наши действия уже определяет интуиция, включающая в себя физическое тело, мозг, банк памяти (сознательной и подсознательной) и нервную систему ‒ это потрясающе сложное и компетентное собрание потенциальных возможностей.

Именно недоверие разума к интуиции является причиной как вмешательства, называемого "чрезмерное старание", так и вмешательства излишнего самоинструктажа. Первое приводит к использованию слишком многих мышц, второе к отвлечению внимания и отсутствию концентрации. Очевидно, новые взаимоотношения, которые надо установить с самим собой должны основываться на принципе "Доверяй себе".

Что значит "Доверяй себе" на теннисном корте? Это не означает положительно мыслить ‒ например: получать очко с каждой подачей. Доверять своему телу в теннисе означает позволить вашему телу не задумываясь ударять по мячу. Ключевое слово ‒ позволить. Вы полагаетесь на компетентность вашего тела и позволяете ему действовать. Сознание остаётся вне этого. Но хотя это очень просто говорить, но не так уж легко сделать.

Некоторым образом отношения между разумом и интуицией аналогичны отношениям между родителем и ребёнком. Некоторым родителям трудно позволить своим детям что-то сделать, когда они полагают, что сами знают лучше, как это следует сделать. Но доверяющий и любящий родитель позволяет ребёнку выполнить свои собственные действия, даже допустить ошибку, потому что верит, что ребёнок научится на своих ошибках. Позволить этому случиться не значит заставить это произойти. Это не значит очень стараться. Это не значит контролировать ваши удары. Это роль разума, который берёт дело в свои руки, потому что не доверяет интуиции. Это то, что приводит к напряжённым мускулам, жёстким и неуклюжим движениям, скрежетанию зубами, напряжённым мышцам шеи. Результатами являются ошибки и большое разочарование. Часто, когда мы овладеваем собой и доверяем своему телу интуиция включается. Но стоит игре начаться, как разум вмешивается, в решающий момент он начинает сомневаться в возможностях интуиции. Чем важнее момент, тем больше разум может пытаться контролировать удар, и именно тогда происходит напряжение. Результаты почти всегда разочаровывающие.

Давайте посмотрим внимательнее на этот процесс напряжения, потому что это явление, которое происходит в каждом спортсмене и в каждом виде спорта. Анатомия говорит нам, что мышцы либо расслаблены, либо сокращены. Они не могут быть частично сокращены, как не может быть свет частично выключен. Разница между тем, чтобы держать ракетку свободно или напряжённо, заключается в количестве мышц, которые сокращены. Сколько и какие мышцы на самом деле нужны, чтобы сделать быструю подачу? Никто не знает, но если наш разум будет и пытаться контролировать эти мышцы, то неизбежно будут использоваться мышцы, которые не нужны. Когда используется больше, чем необходимо мышц, происходит не только бесполезная трата энергии, но и возникает препятствие для необходимого расслабления других мышц.

Если у вас есть под рукой ракетка, возьмите её и попробуйте этот эксперимент. Напрягите мышцы запястья и посмотрите, как быстро вы сможете, сделать подачу. Затем освободите мышцы запястья и посмотрите, как быстро можно подавать. Несомненно, свободное запястье более гибкое. При подаче сила производится, по крайней мере, отчасти гибким движением запястья. Если вы попытаетесь ударить сильно намеренно, вы, вероятно, перенапряжёте мышцы запястья, замедлите движение запястья и таким образом потеряете силу. Более того, весь взмах будет жёстким, и равновесие будет трудно сохранить. Вот как сознание мешает интуиции тела. Как вы можете представить, подача с жёстким запястьем не оправдает ожидания подающего. Следовательно, он, вероятно, будет стараться ещё усерднее в следующий раз, напрягая больше мышц, и становясь, всё более разочарованным и обессиленным.

К счастью, большинство детей учится ходить до того, как родители могут сказать им, как ходить. Тем не менее, дети учатся не только, как хорошо ходить, но они приобретают уверенность в естественном процессе учения, который протекает в них. Матери наблюдают за усилиями своих детей с любовью и интересом, и если они мудры, не очень вмешиваются. Если бы могли относиться к нашей игре в теннис, как относимся к ребёнку, который учится ходить, мы достигли большого прогресса. Когда ребёнок теряет равновесие и падает, мать не осуждает его за то, что он неуклюж. Она даже не беспокоится об этом, она просто замечает факт. В результате прогрессу ребёнка, когда он учится ходить, никогда не мешает мысль, что он не координированный.

Почему бы начинающему игроку ни относиться к своему удару слева, как любящая мать к своему ребёнку? Фокус в том, что не надо отождествлять себя с ударом слева. Если вы будете рассматривать удар слева как отражение каких-то своих качеств, то появится огорчение. Нельзя отождествлять себя со своим ударом. Так же мать не отождествляет себя с падением ребёнка. Мы обретаем уверенность, когда понимаем, что наш удар ‒ это не мы, мы лишь с интересом и любопытством можем наблюдать за ним и чувствовать его, но при ошибках мы не становимся лучше или хуже.

Такой же беспристрастный интерес необходим, чтобы дать возможность вашей теннисной игре развиваться естественно. Помните, что вы ‒ это не ваша теннисная игра. Вы ‒ это не ваше тело. Доверьте телу учиться и играть, как бы вы доверили другому лицу сделать работу, и в скором времени вы будете играть сверх ожиданий.

В этом месте вам, возможно, пришло в голову спросить: "Как он может просто бить слева или справа? Разве не нужно, чтобы кто-то мне рассказал, как это делать? Если я никогда не играл в теннис раньше, могу ли я просто выйти на корт и делать удары?" Ответ таков: если ваша интуиция знает, как ударить бэкхенд, тогда просто дайте этому произойти, если нет, тогда дайте ей научиться.
Итак, важная вещь, которую должен запомнить начинающий игрок ‒ это позволить протекать естественному процессу учения и забыть о самоинструктаже удар за ударом. Результаты будут удивительными.

Действия интуиции основаны на информации, которую она сохранила в своей памяти о прошлых действиях или о наблюдаемых действиях других. Игроку, который никогда не держал в руке ракетку, нужно дать возможность мячу ударяться по струнам несколько раз, прежде чем интуиция узнает, как далеко находится центр ракетки от руки, держащей её. Каждый раз, когда вы ударяете по мячу, правильно или неправильно, компьютерная память интуиции собирает ценную информацию и откладывает её для будущего использования. Когда практикуются, интуиция совершенствует и увеличивает информацию в банке памяти. Всё время она учится таким вещам, насколько высоко отскакивает мяч, как по нему бьют с разной скоростью и различным кручением, насколько быстро мяч падает и как быстро он отскакивает, и где его нужно встретить, чтобы направить в различные части корта. Она помнит каждое действие, которое производит, и результаты каждого действия, в зависимости от степени вашего внимания и расторопности. Итак, важная вещь, которую должен запомнить начинающий игрок ‒ это позволить протекать естественному процессу учения и забыть о самоинструктаже удар за ударом. Результаты будут удивительными.

Картинка для интуиции стоит больше чем тысяча слов. Она учится, как наблюдая действия других, так и выполняя действия сама. Почти все теннисисты испытывали, как они играли выше своего понимания после того, как посмотрели чемпионат по теннису по телевизору. Польза для вашей игры получается не от анализа замахов лучших игроков, а от концентрации без размышления, просто позволяя себе воспринимать то, что предстаёт перед вами. Затем, когда вы будете играть в следующий раз, вы, возможно, обнаружите, что определённые важные неуловимые факторы, такие как согласованное действие, предвидение, и чувство уверенности значительно улучшились, без какого-то сознательного усилия или контроля.

Итак, многим из нас нужно построить новое отношение к интуиции. Если прежние отношения характеризовались критикой и контролем, признаками недоверия, то более желательные отношения ‒ это отношения уважения и доверия. По мере того, как вы начинаете относиться к интуиции с уважением, чувства и мысли, которые сопутствуют контролирующему и критическому отношению, постепенно исчезают, и искренность интуитивной части возникает. И с позиции уважения вы научитесь полагаться на интуицию.

Предположим, к примеру, что вы постоянно перекрываете плоскость ракетки во время проводки, и эта привычка сохраняется, несмотря на все усилия изменить её. Сначала вы должны дать интуитивной части очень ясный образ того, что вы хотите. Это лучше всего сделать, держа ракетку перед собой в правильном положении и глядя на неё с пристальным вниманием несколько секунд. Вы, возможно, почувствуете себя глупо, думая, что вы уже знаете правильно проводку, но очень важно создать образ для подражания. Сделав это, может быть также полезно закрыть глаза и представить весь ваш удар справа с ракеткой, остающийся в той же плоскости в продолжение проводки. Затем без мяча сделать несколько ударов, оставляя ракетку в той же плоскости, и позволив себе испытать ощущения, возникающие при новом движении. Как только вы начинаете бить по мячу, важно не стараться, а следить за ракеткой. Вы просили интуитивную часть держать нужную плоскость, поэтому пусть это произойдёт. Единственная роль разума оставаться спокойным и наблюдать за результатами в беспристрастной манере. Позвольте мне снова подчеркнуть, что важно не делать никакого сознательного усилия. Если после нескольких ударов ракетка не соответствует образу, который вы дали интуитивной части, тогда представьте желаемый результат снова и выполняйте удар. Ещё раз подчеркну. Разум должен безмолвствовать, тогда интуиция справиться с поставленной перед ней задачей.

Важно понять разницу между тем, чтобы дать свободу интуиции и сознательно себя заставить. Испытать различие, значит поверить в свою интуицию. С этой целью позвольте мне предложить два эксперимента.

Первый включает попытку попасть мячом в неподвижную цель. Поставьте коробку от теннисных мячей в углу корта. Затем представьте, как вы должны ударить, чтобы попасть в коробку. Подумайте о том, как высоко подбросить мяч, о правильном угле ракетки при ударе, о нужной силе удара и так далее. Если вы попали в неё, попытайтесь повторить то, что вы делали, так чтобы вы снова смогли попасть. Если вы будете следовать этой процедуре несколько минут, вы испытаете вмешательство разума и заставите себя подавить интуицию.

После того как вы усвоили этот опыт, передвиньте коробку в другой угол корта для второй половины эксперимента. На этот раз стойте у задней линии корта, вдохните глубоко несколько раз и расслабьтесь. Посмотрите на коробку. Затем мысленно представьте траекторию мяча от вашей ракетки до коробки. Представьте, как мяч попадает прямо в надпись на коробке. Если хотите, закройте глаза и представьте, как вы бьёте, и мяч бьёт по коробке. Проделайте это несколько раз. Если в вашем воображении мяч не попадает в коробку, это ничего, повторите мысленно картинку ещё несколько раз, пока мяч не попадёт в цель. Теперь, не задумывайтесь о том, как вам следует бить по мячу. Не старайтесь попасть в цель. Дайте свободу своей интуиции, не осуществляйте контроля, не пытайтесь ничего исправить. Просто доверьте интуиции сделать это. Когда вы подбрасываете мяч вверх, сконцентрируйте своё внимание на его швах, затем пусть удар помогает сам себе.

Мяч либо попадёт в цель, либо не попадёт. Заметьте точно, где он падает. Вы должны освободиться от какой-либо эмоциональной реакции на удачу или неудачу, просто знайте свою цель и проявляйте объективный интерес к результатам. Затем пробейте снова. Если вы не попали в коробку, не удивляйтесь и не пытайтесь исправить свою ошибку. Это самое важное. Снова сконцентрируйте внимание на коробке, затем пусть удар идёт сам собой. Если вы честно не стараетесь попасть по коробке и не пытаетесь исправить свои промахи, но полностью доверяете своему телу и его компьютеру, вы скоро увидите, что удар исправляется сам. Вы испытаете, реальное существование интуиции, которая действует и учится без напоминаний, что делать. Следите за этим процессом, следите, как ваше тело вносит изменения, необходимые, чтобы попасть ближе и ближе к коробке. Конечно, сознание очень хитрое и очень трудно помешать ему вмешиваться, но если вы успокоите его немножко, вы увидите интуицию за работой, и вы будете удивлены, как я был удивлён тем, что она может сделать, и как легко.

Второй эксперимент, который я бы рекомендовал, чтобы испытать реальность интуиции, начинается с выбора какого-то изменения, которое вы бы хотели внести в один из своих ударов. Например, выберете плохую привычку, которую вы безуспешно хотели бы исправить. Затем на корте попросите друга бросить вам двадцать мячей и постарайтесь исправить ошибку. Скажите ему, что вы пытаетесь сделать, и попросите его проследить, исправляется ли она. Старайтесь усердно, старайтесь так, как вы привыкли, пытаясь изменить привычку. Наблюдайте, что вы чувствуете, если не получается. Также отметьте, чувствуете ли вы себя неловким или скованным. Теперь попытайтесь практиковаться с исправленным ударом. Затем посмотрите, что происходит, когда вы будете играть матч.

В следующий раз возьмите другую привычку, которую вы хотели бы изменить, или даже ту же самую (Если привычка не исправлена вашими первыми попытками, было бы интересно поработать над той же самой). Попросите вашего друга бросить вам пять или десять мячей. В этот момент не делайте попытки изменить удар, просто следите за ним. Не анализируйте его, просто внимательно за ним следите, прочувствуйте, где ваше ракетка в каждый момент. Изменения могут произойти в то время, когда вы просто наблюдаете за своим ударом не оценивая, но если вы чувствуете, что дальнейшее изменение необходимо, тогда создайте образ желаемой формы. Покажите себе точно, чего вы хотите. Дайте интуиции ясный зрительный образ, двигая ракетку медленно по желаемой траектории и позволяя себе наблюдать за ней очень внимательно. Затем повторите процесс, но на этот раз почувствуйте точно, изменённые движения.

Создав образ желаемого и зная новые ощущения, вы готовы выполнить удары. Теперь сфокусируйте глаза и мысли на швах мяча и пусть это стучится. Затем следите, что произошло. И снова не анализируйте, просто смотрит, как близко интуиция подошла к тому, что вы от неё хотели. Если ваша ракетка не следовала тем путём, который вы представляли, тогда воссоздайте образ и снова делайте удар. Продолжайте этот процесс, позволяя телу расслабляться всё больше и больше с каждым мячом. Скоро вы увидите, что интуиции можно доверять. Давнишние привычки можно изменить за несколько минут. После примерно двадцати мячей попросите своего друга играть с вами снова. Выходите на корт и просто продолжайте следить за определённой частью вашего удара, которая меняется. Наблюдайте за ней беспристрастно и внимательно, как вы наблюдали бы за движением кого-то другого. Наблюдайте за ним, и он изменится совершенно без усилий, плавно. Возможно, покажется, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Я могу лишь вам предложить, чтобы вы поэкспериментировали и увидели сами.

Об умении изменять привычки, конечно же, следует говорить и говорить, потому что именно на это игроки тратят много времени и денег, но прежде чем приняться за более полное описание этого умения, давайте обсудим третий метод общения с интуицией.

 

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ

Сейчас я предложу вам несколько инструкций по технике, которые могли бы вам помочь обнаружить эффективную технику для себя. Прежде всего, оговорим внешнюю сторону вашей игры. Теннисист должен посылать мяч над сеткой и попадать в пределах корта. Главная цель игры состоит в том, чтобы выполнить эти два требования последовательно, в хорошем темпе, с хорошей точностью, чтобы максимально затруднить действия противника. Держа это в уме, давайте взглянем на динамику техники выполнения ударов справа и слева. Один момент очень бросается в глаза, ранее одобренные методы выполнения ударов сейчас заметно изменились. Что раньше было категорично истинно, больше уже не так.

Удары с отскока

Хватка. Если вы спросите с десяток игроков, почему они при ударе справа используют одну хватку, а при ударе слева другую, то они ответят, что читали об этом в журнале или их так учили тренеры. Даже при том, что им, возможно, сказали и правильно, им бы стоило поэкспериментировать и подобрать оптимальную для себя хватку.

Очень много информации существует о том, какие бывают хватки. Одни игроки изменяют хватку для того, чтобы придать большую силу каждому удару. Для других это не всегда удобно, так как хватка должна быть удобной именно для вас и вашей руки, в зависимости от выбранного угла между ракеткой и рукой и способности выдерживать напряжение в руке.

Тоже самое можно сказать и о том, насколько сильно надо сжимать ручку ракетки. Очень трудно выразить это словами. Мне кажется, что об этом очень точно сказал Сирано де Бержерак: "Держите ручку как птицу, не настолько свободно, чтобы она могла улететь, не настолько сильно, чтобы лишить её жизни". Это ‒ хорошая метафора. Но в действительности, единственный способ выбрать степень сжатия ручки заключён в практике, в выборе того, что вам удобно и вашим ударам.

Если следовать развитию "одобренных" хваток в прошлые годы, то заметно господство восточной хватки. Тем не менее, ряд игроков отказались от этой хватки в пользу полузападной. Как они решились на такой шаг? Они порвали с догмой не потому, что догма была неправильной, а потому что нашли нечто, что делало их удары более надёжными и точными.

Работа ног. Работа ног является одним из главных факторов, от которого зависит успешность любого удара. Она обеспечивает основу движения тела к мячу. По поводу работы ног было написано очень много, слишком легко запутаться в этих инструкциях. Мы хотим использовать другой подход.

Работа ног, преподаваемая профессиональными тренерами, при ударе слева осталась относительно неизменной за последние двадцать лет. Игроки, ударяющие правой рукой, получают такую инструкцию. Двигаться на мяч примерно под углом 45° с удобно выбранным шагом. Если ноги будут очень близко друг к другу, то можно потерять баланс. Вес тела в момент удара должен перейти с левой ноги на правую.

Предположим, что такая инструкция весьма полезна. Как наиболее эффективно воспользоваться инструкцией? Сначала, сопротивляйтесь искушению немедленно повиноваться. Первым шагом может стать внимательное наблюдение за одним из моментов работы ног. Например, сконцентрируйтесь на переносе веса тела. Без того, чтобы делать какие-то изменения в движении тела и ног, просто наблюдайте, как происходит этот процесс. Пока вы наблюдаете, ваше тело может внести какие-то изменения в переносе тяжести. Вы можете позволить ситуации экспериментировать до тех пор, пока он не найдёт что-то подходящее для вас.

Аналогичный подход можно использовать при выборе надлежащего угла подхода к мячу. Примерно зная, что из себя представляет 45°, вы можете просто наблюдать за углом, который составляет траектория мяча и ваша правая нога. Если обнаружите, что угол меньше или больше, то не надо ничего менять. Позвольте ситуации искать желательный для вас угол. Вы спрашиваете, а интуиция ищет ответ. Не надо удивляться, если ваша интуиция предложит вам нечто, сильно отличающееся от инструкции. Так, например, могло бы быть, если речь пошла об ударе справа.

В отличие от удара слева, работа ног при ударе справа драматично изменилась за последние двадцать лет. Когда первое издание этой книги было выпущено, считалось, что работа ног при ударе справа аналогична работе при ударе слева, только здесь угол в 45° образует траектория мяча и левая нога. Это был путь, по которому меня обучали теннису 50 лет назад. Действительно, когда я учил правильные шаги, то использовались резиновые коврики, на которых были отпечатаны нужные положения ступней ног. Я учил, таким образом, эти шаги, пока не был в состоянии делать их, не опуская глаза вниз. Тренер следил за работой наших ног, делая необходимые замечания.

Однако теперь есть две альтернативы. Один путь ‒ использование "открытой" стойки, которую часто применяют игроки на земляных кортах, при этом вес тела переносится на правую ногу вместо того, чтобы переносить его на левую. Вместо того чтобы шагать на мяч, игроки в "открытой" стойке шагают параллельно задней линии, и правая ступня, образует 180° с ней. Они поворачивают плечи, закручивают бедра и раскручиваются подобно штопору, чтобы ударить по мячу. Легче наблюдать, чем описывать открытую стойку. Часть игроков теперь используют её при игре на харде и даже на травяных кортах. Такая стойка позволяет играть топ-спин и быстро возвращаться в центр корта. Обучение работе ног в открытой стойке затруднено тем, что необходимо ещё обращать внимание и на другие элементы удара, по которым существуют свои инструкции. Казалось бы, удар надо разбить на элементы, каждый тренировать отдельно, и затем соединять в одно целое. Однако этот процесс можно упростить, если сначала понаблюдать за ударом профессионального игрока. Посмотрите на него со всех сторон, как на нечто целое, а затем уже обратите внимание на отдельные детали. Когда перейдёте к собственному экспериментированию, не придавайте особого значения результатам, пока у вас не возникнет чувствование всего движения. Только тогда можно сосредоточить внимание на отдельных элементах. Вы можете обратить внимание на то, как повёрнуты плечи, насколько закручены бедра, что делает правая нога и т.д. При этом вам не надо стараться походить на какой-то образец, а всего лишь обнаружить чувствование удара, отвечающее вашему удобству и эффективным результатам.

Если вы тренируете удар справа в открытой стойке, это не означает, что нет других способов выполнить удар. Другая техника удара, получившая название удар в полуоткрытой стойке, предполагает, что между вашими ступнями и задней линией образуется угол 90-100° . очевидно, что это компромисс между традиционным исполнением удара и ударом в открытой стойке. Если у вас есть желание, то можно владеть всеми тремя ударами и использовать их, когда это необходимо. Очень важно, что выбор осуществляется на корте, вместо того, чтобы соответствовать какой-то модели, вы используете их для обретения своего эффективного удара, реализующего ваш потенциал игрока и ученика.

Когда вы поймёте, как простое внимание можно использовать для изучения любого технического аспекта игры, с помощью инструкции или без неё, вы легко теперь обнаружите те места в вашей технике, которые требуют вашего особого внимания. Несколько критических фокусов для удара с отскока приведены ниже. Вы могли бы взять любую инструкцию из теннисного журнала и добавить к предлагаемому списку, ещё что-то.

Частичный список контрольных вопросов при ударе с отскока

1. Замах. Установите точно, где находится головка ракетки в крайней точке замаха. Где находится мяч, когда вы начинаете делать замах? Что происходит с плоскостью ракетки во время замаха?

2. Удар. Вы можете почувствовать, где ракетка встречает мяч? Как распределён вес тела? Каков угол поверхности ракетки при ударе? Как долго вы можете чувствовать мяч на ракетке? До какой степени вы можете чувствовать вид и скорость вращения, передаваемого мячу? Насколько жёсткой становится ваша рука при ударе, или вы ощущаете в руке вибрации? Где по отношению к телу происходит контакт с мячом?

3. Проводка. Где заканчивается проводка? В каком направлении? Что происходит с плоскостью ракетки? Чувствуете ли вы какое-либо колебание или напряжение?

4. Работа ног. Как распределён ваш вес до удара и что происходит во время удара? Что происходит с вашим балансом в момент касания с мячом? Сколько шагов вы сделали до удара? Какой размер ваших шагов? Как "звучит" ваше передвижение по корту? Когда мяч приближается, то вы делаете шаги вперёд, стоите на месте или отступаете? Насколько устойчиво ваше положение в момент удара?

Подача

По сравнению с другими ударами в теннисе, подача является наиболее сложным элементом. Обе руки участвуют в ударе, бьющая рука совершает движение одновременно с плечом, локтем и кистью. Движение при подаче усложняется инструкцией для каждого элемента. Но всё значительно упрощается, если положиться на интуицию тела, дав возможность нашему разуму лишь наблюдать за исполнением.

В общем случае есть несколько моментов в подаче, на которых стоит сфокусировать своё внимание. Запомните главную цель подачи ‒ воспроизводить её одинаково, бить над сеткой и попадать в нужный квадрат с необходимой точностью. Имеется несколько переменных, которые требуют рассмотрения.

Контрольные вопросы при выполнении подачи:

1. Подброс мяча. Насколько высоко вы подбрасываете мяч? Насколько он опускается до удара? Если мячу дать упасть на землю, то где он упадёт относительно носка левой (правой) ноги?

2. Баланс. В какие моменты подачи вы чувствуете баланс тела? В какую сторону движется тело во время подачи? Как перераспределяется вес тела во время подачи?

3. Ритм. Последите за ритмом подачи. Можно ли сказать, что вы исполняете подачу на четыре счета: "да", "да", "да" и ещё "да"? Чувствуйте и слушайте ритм своей подачи, пока не найдёте лучший вариант для себя.

4. Положение ракетки и запястья. Где находится ваша ракетка перед движением на мяч? Ваша ракетка попадает по центру мяча или касается его правой или левой сторон? До какой степени это так? До какой степени напрягается ваше запястье во время удара? Когда оно расслабляется?

Сила подачи. Поскольку считается, что подача должна быть сильной, то многие игроки стараются ударять, напрягая мышцы мускулов руки и запястья, чтобы достичь желаемой цели. Но напряжение мышц имеет обратный эффект. Оно уменьшает силу подачи и лишает локоть и запястье свободы. Важным моментом при наблюдении за силой подачи является выбор оптимального напряжения мышц руки.

Профессиональный тренер поможет вам сфокусировать своё внимание на важных моментах подачи, но главным здесь становится ваша практика наблюдения. Очевидно, что мы должны учиться индивидуально. Нет лучшего способа обучения, у каждого теннисиста своя дорога в обучении. В настоящее время подачи ведущих игроков в мире заметно отличаются друг от друга. Каждый из них о технике подачи узнал от кого-то другого, но затем развил это в соответствии со своей индивидуальностью, особенностями, заложенными в каждом из нас и ждущим случая свободно проявиться.

Как это было и с другими ударами, консервативный подход к изучению и овладению подачей отходит в сторону. Когда я тренировал подачу, примерно пятьдесят лет назад, Джон Гардинер, один из лучших специалистов того времени, учил нас так. Чтобы скоординировать движение тела и рук, мы пели: "Руки вместе вниз, руки вместе вверх". Подбрасывающая рука и бьющая одновременно под это пение шли вниз, а затем поднимались. Левая рука подбрасывала мяч, а правая вместе с ракеткой делает петлю и двигается на мяч, затем происходит удар и проводка, в конце которой ракетка идёт вниз и в сторону от ног. Так учили подаче пятьдесят лет назад.

Тогда как сегодня, листая страницы теннисных журналов, можно легко обнаружить, что Пит Сампрас, Штеффи Граф, Марк Филиппусис и другие игроки не придерживаются подобной техники исполнения. С точки зрения прошлых лет эти теннисисты делают ошибки при подаче.

В одном из теннисных журналов я нашёл следующую инструкцию по тому, в каком ритме стоит выполнять подачу, чтобы придать ей силу. Там говорится: "Старый способ подавать (руки вниз и руки наверх) возможно выглядит весьма ритмично, но многим игрокам такой путь мешает достичь большой мощи, так как правая рука с ракеткой вынуждена делать паузу во время петли".

Дальше инструкция продолжается следующим образом: "Наиболее важно обратить внимание на то, что делают современные игроки в период до выполнения петли. Левая рука подбрасывает мяч, а ладонь и пальцы правой руки смотрят вниз. Тогда бьющая рука имеет возможность разгоняться на петли, что приведёт к силе подачи".

Я цитирую эту инструкцию по двум причинам. Чтобы показать, что правила выполнения подачи, изменились, нашлись смелые люди, которые набрались храбрости и стали экспериментировать. Вторая причина состоит в том, что я понимаю предложенный путь изменения в подаче. Но почему, то, что хорошо для ряда игроков, должно быть оптимальным и для меня? У меня есть сомнения на этот счёт.

После чтения теннисных журналов или наблюдений подач других игроков, не спешите с заключением, что новый путь окажется оптимальным и для вас. Позвольте вашей интуитивной части наблюдать то, что ей интересно, старайтесь не обращать внимание на замечания вашего разума, который будет стараться сделать вам несколько предложений. Те моменты подачи или других ударов, которые представляют интерес для ваших природных способностей, выйдут на передний план вашего внимания спонтанно. Позвольте интуиции экспериментировать с тем элементами удара, которые важны для неё.

Как наблюдать игроков

Очевидно, что мы можем научиться многому, наблюдая других теннисистов, но мы должны научиться смотреть игру. Формировать свою технику после наблюдения игры профессиональных игроков надо осторожно, чтобы не навредить естественному процессу обучения.

Сфокусируйте своё внимание на наиболее интересных для вас элементах удара профессионального игрока. Интуиция будет автоматически впитывать в себя то, что ей полезно, и отвергать то, что пока не приносит пользы. С каждым новым ударом наблюдайте за тем, что ощущаете. Позвольте естественному процессу вывести вас на лучший удар. Только позвольте интуиции ходить вокруг и около, пока он ищет новые возможности для удара.

Мой опыт и опыт тех, с кем я работал, показывает, что интуиция сама подскажет, когда приходит время работать над каким-то элементом удара. В своём изучении игры других теннисистов вы можете чередовать свои наблюдения с экспериментами на корте до тех пор, пока не сможете достичь желаемого.

Освобождая интуицию, вы наблюдаете, удары других теннисистов, наблюдаете за своим ударом, чувствуете свои движения и следите за результатом. Двигаясь таким путём, вы обретаете свободу для новых ощущений, которые будут работать на вас.

Если суммировать сказанное выше, то я верю тому, кто нашёл новый лучший удар, что поможет мне найти свой лучший удар. Знание техники успешных теннисистов даёт возможность другим игрокам продвинуться ещё дальше. Но опасно любой удар другого игрока или соответствующее описание в книге рассматривать с позиций правильно или неправильно. Разум становится очарованным очередными инструкциями, что наделяет его сладким ощущением контроля над ситуацией. Напротив, интуиция испытывает приятные чувства от всего удара в целом. Она помогает вести обучение ударам в соответствии с заложенными в нас природными способностями. Внешние модели ударов не должны подавлять вас, они дают всего лишь повод для размышлений и новых поисков.

Мне нравится при таком подходе ощущение, что я, обучая своих учеников, не подгоняя их под одну модель, которая может быть в тот момент времени очень востребована среди специалистов. Я использую новую информацию, чтобы помочь моим ученикам сделать шаги в естественном развитии их природных способностей. Интуиция позволяет делать быстрые изменения за короткий период времени.

tennis i.com download book

 

tennis i.com bookДругие материалы по этой теме:


Советы продвинутым теннисистам-любителям от Тимоти Гэллуэй (Голви)
Ментальный тренинг в подготовке теннисистов к соревнованиям
26/11/2015 , Автор: Игорь Ивицкий

Добавить комментарий