Оцените материал
(124 голосов, средняя оценка 4.9 из 5)

Спортивная фотосъемка

Спортивная фотосъемка   Спортивная фотосъемка

Спортивная съёмка – это съёмка одного или нескольких спортсменов в движении, в действии, в спортивной борьбе. Такие фотоснимки должны быть динамичными, изображать участников соревнований в выразительных, красивых, захватывающих или необычных ситуациях. На удачное проведение такой фотосъёмки влияет ряда факторов: требования к аппаратуре, выбор точки съёмки и фаза движения спортсмена, правильно пойманный фотографом момент. Поэтому фотограф должен хорошо знать правила, тонкости и специфику движений вида спорта, который он снимает.  

Аппаратура

Спортивную фотосъёмку выполняют цифровыми камерами со светосильными длиннофокусными объективами, из них предпочтительнее являются 200, 300 и 500 мм или аналогичные зумы. Желательно чтобы объектив был оснащён системой оптической стабилизации (VR).

Как показывает опыт, очень сложно снимать быстрое движение объектов на обычную цифровую компактную камеру. После нажатия на кнопку спуска камера ещё немного "думает", и затвор срабатывает с небольшой задержкой. Обидно то, что фотограф увидел момент и вовремя нажал, но понравившейся эпизод уже изменился.

Только качественные зеркальные фотоаппараты способны достаточно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся и динамичные моменты в спорте при достаточно быстром фокусировании в разных условиях освещения. Кроме того, в профессиональные зеркальные камеры имеют развитую систему автофокусировки, которая имеет наличие нескольких фокусировочных точек (динамический фотофокус) и следящий режим (следящий фотофокус), позволяющий удерживать в фокусе движущийся объект независимо от того, где он находится, в центре или с краю кадра, даже если он иногда перекрывается другими объектами. Как правило, светосильные объективы (например, для Nikon 80-200 f/2.8, для Canon 100-400 мм f/4.5-5.6 IS) обеспечивают быструю и надежную фокусировку за счет того, что на фокусировочный датчик попадает большее количество света. Ещё один плюс в пользу светосильных объективов – это возможность снимать без вспышки, на более коротких выдержках, так как в большом теннисе съемка со вспышкой запрещена. Кроме того, такие камеры имеют режим серийной съёмки, что также упрощает процесс съёмки.

Очень полезен для этих целей штатив или, ещё лучше, монопод (отдельная нога под камеру или объектив, легкая и мобильная), которые позволяют избежать эффекта смазывания изображения от дрожания рук при использовании объектива с большим фокусным расстоянием.

Спортивная фотосъёмка – не самая простая задача, с которой может справиться компактная фотокамера, учитывая, что спуск затвора имеет задержку, а автофокус недостаточно совершенен, что увеличивает продолжительность фотосъемки по сравнению с зеркальной фотокамерой. Но теоретически и это возможно, если движение не имеет особо большой скорости.

В спортивной съёмке возможны два подхода – применение большой выдержки для полной фиксации движения и, наоборот, меньшей выдержки для подчеркивания процесса движения. В первом случае рекомендуется настраивать также малую глубину резкости, чтобы выделять объекта из фона. При низкой выдержке, чем более размыта фотография, тем сложнее определить, что на ней изображено. Если правильно настроить значение выдержки, то можно отделить резкую часть изображения от размытой и, тем самым, облегчить  восприятие объекта фотосъемки.

В механических видах спорта именно применение малой выдержки позволяет достигнуть эффекта динамичности движения. Надо выбрать малую выдержку, как, например, 1/15s, и следовать за траекторией объекта, начав движение раньше и продолжая его после.

Могут иметь место два режима настройки.

1. Эффект неподвижности:

  • большая диафрагма, большая выдержка;
  • длительное фокусирование, если объект направляется в ось фотографа.

2. Эффект динамичности движения:

  • достаточно малая выдержка, малая диафрагма;
  • движение, которое сопутствует объекту, начинаясь раньше и заканчиваясь позже.

Но не нужно расстраиваться по поводу того что у Вас нет зеркальной камеры или объектив не такой как хотелось бы. Помните главное, снимает человек а не фотоаппарат! Если Вы четко будете осознавать ограничения своей камеры и будете максимально извлекать из этого выгоду, то это только сыграет Вам на руку.

Выдержка и чувствительность

Величина выдержки зависит от скорости движения спортсменов. Если фотограф задумал получить ясную и резкую картинку, то выдержка должна быть как можно более короткая, причём, чем быстрее движение – тем короче выдержка. Например, для тенниса как минимум 1/250 или 1/500 секунды (далее при указании величины выдержки единица измерения "секунда" будет опущена), серфинга 1/250 или 1/500, для автоспорта или мотоспорта – от 1/1000. и короче.

Существуют следующие рекомендации:

  1. Выдержка тем короче, чем больше скорость движения.
  2. Выдержка тем продолжительнее, чем дальше находятся движущийся объект от фотоаппарата, и тем короче, чем он ближе к нему.
  3. Выдержка тем короче, чем больше фокусное расстояние объектива.
  4. При движении объекта параллельно ПЗС-матрице, требуется минимальная выдержка.
  5. Когда объект движется прямо на фотоаппарат, выдержку можно увеличить в 3-4 раза по сравнению с минимальной.
  6. Если объект движется под углом до 45° к оптической оси объектива, выдержку можно увеличить в 1,5-2 раза по сравнению с минимальной. При углах, больших 45°, необходимо снимать с минимальной выдержкой.

Для съемок спортивных соревнований, где есть вода, неплохо ставить очень короткую выдержку, до 1/1000 или 1/2000, чтобы "заморозить" водяные брызги.

Если фотограф снимает длиннофокусным объективом, то скорость перемещения объектов в кадре может быть достаточно спокойной, даже если в реальности она высока, но с широкоугольным объективом и с близкого расстояния те же действия становятся молниеносными и требуют более короткой выдержки. Для съемки с проводкой, которая будет описана ниже, выдержка может быть достаточно длинной – 1/60, 1/30. или более.

Не всегда спортивным соревнованиям сопутствует хорошее освещение. Например, практически все состязания, что проходят в помещениях, хорошо видны глазу, но чтобы "запечатлеть" интересный момент, требуется очень короткая выдержка, и света оказывается недостаточно. Раньше профессиональные спортивные фотографы использовали высокочувствительную пленку. Но сейчас практически все спортивные репортеры перешли на "цифру" и ставят на своих камерах чувствительность ISO не меньше 800, 1600 или даже 3200. Для помещения желателен широкоугольный объектив.

Чаще всего при съёмке спортивных мероприятий выбирают режим экспозиции «Приоритет выдержки». Ведь зачастую, необходимо время выдержки менее 1/250с. А иногда, например, при фотосъёмке тенниса, для того чтобы «остановить мяч», необходимо время выдержки 1/500-1/1000. 

Определять выдержки в зависимости от скорости движения можно ориентироваться по таблице.

ВЫДЕРЖКИ ПРИ СЪЕМКЕ ОБЪЕКТОВ, ДВИЖУЩИХСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО ФОТОМАТЕРИАЛУ (ПЗС – МАТРИЦЕ)

Скорость,

м/сек

Расстояние от аппарата до объекта, м

Скорость,

км/час

2

3

4

5

10

15

20

30

50

75

100

250

Предельно допустимая выдержка, сек

1

1/500

1/300

1/250

1/200

1/100

1/60

1/30

1/20

1/10

1/10

1/500

1/4

3,5

1,5

1/800

1/800

1/400

1/250

1/100

1/80

1/60

1/30

1/25

1/20

1/20

1/5

5,5

2

1/1000

1/800

1/500

1/300

1/250

1/100

1/100

1/60

1/30

1/30

1/20

1/8

7

3

1/1500

1/1000

1/800

1/500

1/300

1/200

1/150

1/100

1/60

1/300

1/30

1/12

11

4

1/2000

1/1500

1/1000

1/800

1/300

1/250

1/200

1/100

1/60

1/50

1/40

1/18

15

5

1/3000

1/2000

1/1500

1/1000

1/500

1/300

1/250

1/200

1/100

1/60

1/50

1/25

18

6

1/4000

1/3000

1/1500

1/1000

1/800

1/300

1/250

1/200

1/100

1/60

1/30

1/25

22

7

1/4000

1/3000

1/2000

1/1500

1/1000

1/800

1/500

1/250

1/100

1/60

1/30

25

8

1/4000

1/2000

1/1000

1/800

1/500

1/300

1/200

1/100

1/60

1/30

30

10

1/4000

1/2000

1/1000

1/500

1/300

1/200

1/100

1/50

1/30

35

12

1/4000

1/2000

1/1000

1/800

1/500

1/200

1/100

1/50

45

15

1/4000

1/2000

1/1000

1/800

1/500

1/300

1/100

1/50

55

20

1/4000

1/2000

1/1000

1/800

1/300

1/200

1/100

70

25

— 

1/4000

1/2000

1/1000

1/500

1/300

1/200

1/100

90

30

1/4000

1/2000

1/800

1/500

1/300

1/100

110

40

-

1/4000

1/2000

1/800

1/500

1/200

150

Выбор точки съёмки и фаз движения

В разнообразии движений спортсменов существуют выразительные и невыразительные фазы, сопровождающиеся открытыми и закрытыми положениями по отношению к точке съёмки. Выразительность снимков зависят от и того, как сфотографированы спортсмены: в фас, профиль или в одном из промежуточных положений. Одна и та же фаза может быть выразительной в профиль и невыразительной в анфас, и наоборот. Например, возможна фаза бега, когда одна нога бегуна находится в опорном положении, а вторая сзади. Она динамична и не искажает фигуры, если бегун сфотографирован в профиль. Эта же фаза, снятая в фас, создаёт впечатление, что задняя нога отрезана ниже колена.

Что касается открытого и закрытого положения, то, например, у бегущего человека при выносе левой ноги вперёд левая рука откидывается назад, и при этом по отношению к наблюдателю, стоящему слева, открывается грудь. Это положение называется открытым. На следующем шаге та же рука закроет грудь или лицо. Такое положение называют закрытым. Фигура человека в открытом положении более динамична, чем в закрытом.

При выборе точки съёмки необходимо предусмотреть масштаб будущего изображения, который зависит от фокусного расстояния объектива и удалённости точки съёмки от объекта. В зависимости от масштаба изображения различают крупный, средний и общий планы. Крупный план показывает объект во всех деталях, включая черты и выражение лица, и резко выделяет объект из окружающей среды. Средний план охватывает объект целиком, вместе со всеми присущими ему особенностями. Общий – показывает событие в целом.

Выбор плана зависит от творческих задач фотографа. Чем крупнее изображение объекта, тем большее значение приобретает фаза его движения в момент фотографирования. Отдельные погрешности менее заметны при съёмке общим планом. При среднем или крупном планах любая недоработка, например, преждевременная съёмка или опоздание со спуском затвора, может привести к неудаче.

Важно помнить, что с близкой дистанции труднее сфотографировать объект так, чтобы он оказался в кадре на нужном месте и в нужной фазе. Фотограф может нажать на спуск затвора или несколько раньше, или несколько позже момента, когда объект достигает точки, намеченной для съёмки. Надо стараться производить съёмку, несколько опережая то время, когда возникает наиболее подходящая фаза.

При выборе точки съёмки выбирается и соответствующий ракурс. Выбор ракурса обусловлен художественным замыслом. Человек привык видеть окружающую его действительность с высоты своего роста. Если смотреть на снимаемый объект с более высокой или низкой точек съёмки, то возникающие при этом перспективные искажения, будут способствовать усилению художественного впечатления от снимка. Например, все виды спорта, где есть прыжки, хорошо снимать с нижней точки, чтобы зрительно увеличить амплитуду вылета, т.е. создаётся иллюзия более высоких прыжков.

Умелый выбор ракурса и правильная установка глубины резкости с помощью диафрагмы, могут, как бы, оторвать объект от фона, подчеркнув его объёмность. По отношению к границам кадра объект может двигаться вдоль горизонтальной, вертикальной или линии, идущей под некоторым углом. Диагональное направление зрительно воспринимается как более динамичное. Заметим, что предметы, находящиеся в состоянии покоя, но размещённые по диагонали кадра, тоже приобретают определённую динамику.

Для усиления динамичности снимка немаловажное значение имеет направление движения. Объект, движущийся на зрителя, более динамичен, чем удаляющийся от него.

Дру 7

Движущийся объект должен иметь перед собой свободное пространство для движения. Если объект упирается в границу кадра, то это значительно снижает динамизм изображения. Особенность зрительного восприятия такова, что изображение, на котором объект движется справа налево, кажется более динамичным. Кроме того, если в кадре навстречу главному объекту движется второстепенный и они одинаково фотографически резки, то зрительное восприятие скорости главного объекта снизится. Объекты, движущиеся навстречу, как бы тормозят движение друг друга.

Одним из важнейших факторов, которые надо учитывать при выборе точки съёмки и с помощью которых выделяется главное на снимке, является свет. Фронтальный свет даёт плоское изображение, скрадывая ощущение глубины и многоплановости композиции. Боковой свет освещает какую-то одну сторону объекта, а его теневые стороны могут в некоторой степени смягчаться рассеянным светом. Заднебоковой, или контурный, свет зачастую является наиболее благоприятным. Объект съёмки живописно обрисовывается яркими линиями контурного света. Ажурные пятна от прямых лучей основного света, множество теней, отбрасываемых от предметов в сторону фотографа, а также полутени и отблески создают динамичное изображение.

Немаловажным элементов изображения является фон. Желательно избегать перегруженности фона второстепенными деталями, отвлекающими внимание от главного в кадре. Он может быть резким или размытым. К нерезкому фону прибегают, когда требуется сосредоточить внимание на главном объекте съёмки. Смазанный фон может усилить эффект движения снимаемого объекта.

Есть несколько приемов передачи движения в кадре – это "замороженное движение", "смазанный снимок" и "расфокусировка фона".

Замороженное движение. Достигается использованием коротких выдержек, такие как 1/500 с. и выше. Таким приемом мы как бы замораживаем игрока в определенной позе которая передает динамику игры.

Смазанный снимок. Иногда для передачи особой динамики игры необходимо использовать более длинную выдержку, для того чтобы передать ощущение и настроение самой игры.

Расфокусировка фона. Если фоном служит большое скопление зрителей на трибуне, то при большой глубине резкости сильно задиафрагмированного объектива снимаемый объект может слиться с фоном. Чтобы этого избежать, прибегают к съёмке с проводкой расфокусированию фона, или съёмке в контровом свете.

справка Контровой свет – это свет, который падает на объект съёмки сзади. то есть объект съёмки находится между источником света и фотографом.

Смазывание изображения при фотосъёмке с проводкой

Такой приём осуществляется путём ведения фотокамеры за движущимся объектом с, в нужный момент, нажатием на спуск затвора. При съёмке с проводкой степень смазывания зависит от выдержки затвора и скорости движения камеры. Выдержка может быть длиннее, чем указывалось выше, а для большей выразительности кадра допускается даже некоторая нерезкость объекта.

Известны три варианта смазывания изображения:

  • отчетливый объект на смазанном фоне;
  • смазанный объект на смазанном фоне;
  • смазанный объект на отчётливом фоне.

Первый вариант является наиболее часто используемым приёмом. В этом случае в момент съёмки скорость движения камеры и объекта должны быть одинаковыми.  При такой съёмке очень важно, – не прекращать движение камеры до тех пор, пока затвор закроется. Кроме того, если в камере установлена «Серия», то пока объект находится в поле видоискателя, целесообразно сделать несколько снимков. Чем сильнее размыт фон, тем большей кажется скорость перемещения объекта.

Для этого приёма фон должен контрастировать с объектом. Если объект и фон близки друг другу по цвету или тону, то результат съёмки с проводкой будет неудачным – спортсмен сольется с фоном. Очень хорошим фоном для этого приёма могут быть трибуны, полностью заполненные зрителями. Если скорость перемещения камеры за спортсменом достаточно велика, то множество мелких деталей заднего плана превратятся в разноцветные горизонтальные полосы, на которых ваш объект будет замечательно выделяться. Получать нерезким второй и третий планы проще, фотографируя длиннофокусным объективом.

По мере приближения к точке съёмки объект может менять положение от анфас к профилю. Чем более в профиль будет повёрнут объект к фотографу, тем сильнее будет смазан фон.

Степень смазывания фона зависит и от расстояния между объектом и точкой съёмки. Чем ближе фотограф расположен к объекту, тем сильнее смажутся фон и все неподвижные предметы, расположенные на переднем плане.

Всякий движущийся предмет необходимо снимать с определённой степенью смазывания. Например, мотоциклиста можно сфотографировать с проводкой на выдержке 1/60 с и получить резкое изображение. Скачущую лошадь с этой выдержкой снять резко невозможно, хотя поступательная скорость её движения меньше. Дело в том, что мотоциклист движется поступательно вперёд (смазка спиц колёс только добавляет динамики), а у лошади движутся ещё и ноги, которые при этой выдержке затвора выйдут на снимке смазанными. Тот же мотоцикл, снятый резко на резком фоне, будет казаться стоящим на месте, даже если он сфотографирован при движении с большой скоростью. Для подобных объектов смазывание фона обязательна.

Второй вариант съёмки с проводкой предполагает смазывание объекта на смазанном фоне, что также приводит к эффекту движения. В основе этого приёма заложен эффект получения большего смазывания фона, чем объекта. Для этого камеру необходимо вести за движущимся объектом, а в момент съёмки скорость движения объекта должна превышать скорость ведения камеры.

Кириченко 2

Третий вариант заключается в смазывании изображения объекта на отчётливом фоне. Этот способ следует применять с осмотрительностью во избежание получения формалистического изображения. Использование этого приёма оправданно лишь в том случае, когда изображение смазывается либо незначительно, усиливая эффект большой скорости движения снимаемого объекта, либо частично. 

Суриков 2

Расфокусировка фона

Глубина резко изображаемого пространства зависит от трёх факторов: расстояния от точки съёмки до объекта, значения диафрагмы и фокусного расстояния объектива. Правильно выбирая эти параметры, при съёмке можно сделать нерезкими все второстепенные объекты, т.е. расфокусировать их. Расфокусировка фона способствует усилению эффекта движения. Этот способ особенно предпочтителен в случае фотосъёмки объекта, движущегося на камеру, так как в этом случае нельзя получить смазанный фон иначе как с помощью объективов с переменным фокусным расстоянием.

Съёмка в контровом свете

Этот приём достаточно сложный и даже опасный. Им с успехом могут пользоваться исключительно профессионалы. Здесь мы только поясним, что это съёмка объекта, позади которого располагается источник света называется "съёмка в контровом свете". Такое освещение даёт линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Контровый свет используется в тех условиях, когда необходимо передать чёткий контур (силуэт) объекта на нерезком фоне. Кроме того, тени, направленные в сторону зрителя, и высокая контрастность сцены дают весьма сильное впечатление.

Как правило, для такой съёмки используются нейтральные фильтры большой плотности.

Часто при съёмке в контровом свете автомат экспозиции "сходит с ума", выдавая каждый раз новые, непредсказуемые параметры. Поэтому следует или проводить точечный замер по тому объекту, детализацию которого требуется сохранить, или делать снимки в ручном режиме наугад до получения нужного результата.

Не рекомендуется направлять объективы ярким днём прямо на наше светило - можно вывести из строя автоматику камер, а если съёмка ведется "зеркалкой" с длиннофокусной оптикой, то и заработать ожог сетчатки глаза через видоискатель!

Фотосъёмка теннисных баталий 

Дру 16

Весьма интересны крупные планы игроков при нанесении удара по мячу. С одной стороны, съёмка крупного плана облегчается тем, что размеры теннисного корта относительно невелики и игрок наносит удары по мячу в довольно ограниченном пространстве, но, с другой стороны, движения в момент удара чрезвычайно резки, а мяч летит со скоростью до 220 км/час. Это требует съёмки на значительных скоростях затвора. При выдержке 1/500 ракетка в большинстве случаев смазывается. Мяч при сильном ударе после отскока от ракетки даже при выдержке 1/1000 при съёмке крупным планом тоже бывает смазан.

В теннисе кроме выразительной позы игрока и эмоций хорошим тоном считается наличие мяча в кадре. Однако, если нажимать на спусковую кнопку, когда мяч виден в видоискателе, то на снимке его уже не будет. Поэтому лучше нажимать на спуск затвора в момент подлёта мяча. Это достаточно сложно. Поэтому момент удара по мячу и спуска затвора приходится определять по выражению лица игрока. Определение правильного упреждения строго индивидуально и зависит от опыта фотографа.

Высококлассные теннисисты (как, впрочем, и многие спортсмены) являются, кроме всего прочего, и неплохими актёрами. С помощью различных приёмов они в критические моменты начинают разыгрывать "спектакль", приводя в порядок свои нервы и стремясь вывести из равновесия противника и судей. Это искусство весьма индивидуально, и каждый имеет свой "репертуар".  Чтобы запечатлеть эпидот, когда игрок начинает выделывать свой "фокус", необходимо постоянно следить за происходящим через видоискатель. Результат полностью зависит от правильно выбранного места, наблюдательности и реакции.

Почаще меняйте ракурсы съемки, ведь теннис игра динамичная и невозможно всё увидеть с одной точки.

Не бойтесь захватить лишнего в кадр, потом можно более точно откадрировать изображение по Вашему вкусу.

Заключительные советы

  1. Для того чтобы сделать хороший кадр, необходимо правильно выбрать точку съемки. Проанализируйте, где, в первую очередь, могут происходить захватывающие события или возникать интересные моменты? Откуда лучше всего будет видна ситуация и на каком фоне произойдут действия? Фон должен контрастировать с объектом. Если объект светлый, то фон лучше выбирать темный. Например, пёстрый фон раздражает глаз. Чтобы спортсмен хорошо читался на снимке, фон не должен быть пёстрым, кроме того он раздражает глаз при просмотре снимка. Так же пустые трибуны или яркие рекламные щиты на заднем плане вряд ли украсят Ваш снимок.
  2. На начальном этапе можно пользоваться серийной съемкой, это поможет Вам в дальнейшем понять когда надо ловить момент.
  3. Если фотокамера и объектив непрофессиональные, автофокус может не справляться с высокими скоростями и не поспевать, поэтому лучше отключить его.
  4. Во время съёмки не забывайте о композиции кадра и оставьте некоторое пространство впереди движущихся спортсменов, так сказать, для развития движения. Например, снимок, на котором теннисист, бегущий к мячу, будет упираться в край снимка, не будет смотреться.
  5. Спортивный фотограф не должен зацикливаться только на спортсменах. Вокруг спортивных событий всегда полно болельщиков, зрителей или родителей, переживающих за своих любимцев.
  6. Больше снимайте и постоянно анализируйте свои и чужие снимки. Интересные фотографии рождаются тогда, когда фотограф увидел неожиданное событие, выбрал нестандартную точку съёмки, необычный ракурс – в общем, проявил свою творческую индивидуальность. Фотография должна отражать мысли и идеи автора, понятные зрителю.
Нарг 28 В иг 16

 

Оттачивайте своё фотомастерство. Желаем удачи!

P.S. Рекомендации по спортивной съёмке, можно распространить и на фотосъёмку любых быстро движущихся объектов.  

13/11/2013 , Автор: Игорь Ивицкий

Добавить комментарий